Библеистика, Александр Ткаченко (МДА). Занятие 1.

Автор: | 20 октября, 2017

По наводке Саши Рыжова стал слушать курс лекций по Библеистике. Сейчас в нашей среде стали много говорить, и главное — много критиковать. Чтобы быть хотя бы немного в теме, решил прослушать весь курс. В процессе прослушивания я веду записи. Это именно краткий конспект. Поэтому не судите строго.

———

В РПЦ уже давно идут разговоры о том, что нужно сделать новый перевод Библии.

Но возникает вопрос, как текст НЗ будет использоваться для перевода?

Возможные ответы:

Нестле-Алланд (лидер по степени использования).

Использование некоего византийского текста. Но какое издание нужно взять за основу? Что это вообще за текст?

Правильный ответ — нужно использовать все релевантные источники. Мы не можем опираться на одну рукопись или на одну традицию. Это трудная, но выполнимая задача.

Для многих ученых вообще перевод — не очень нужная вещь, так как многие знают греческий.

Брюс Мецгер «Текстология Нового Завета» — одна из фундоментальных книг по текстологии. Но это устаревшая работа. Хотя очень положительная книга.

Мифы текстология 20 века:

  • Предположение о том, что некогда существовал единый оригинальный текст Нового Завета.
  • Повреждения в этом тексте накапливались постепенно. Миф о том, что до четвертого века никаких повреждений и разночтений не было.
  • В расхождениях текста виноваты переписчики.
  • Проблема типов текста. Миф о том, что все НЗ рукописи могут быть разделены на несколько групп и их можно привязать к какой-то определенной традиции. Сама идея типизировать рукописи НЗ возникла в 17.. году. Стали предполагать, что существует византийский текст, западный текст или александрийский текст.

1871 года — Вескотт и Хорт — очень важная работа. Критическое издание Нового Завета. Повлияла на всю новозаветнюю текстологию. Они предложили ввести понятие нейтрального текста — тексты из Ватиканских и Синайских кодексов. Так как массовое открытие папирусов началось только в начале 20 века, то ученые 19-века к ним доступа не имели.

Отличием ВиХ, их вложением, было предположение,  что нейтральный тип текста получил развитие в александрийской традиции. Они выделили западный тип текста на основании кодекса Безы. ВиХ выделили сирийский текст (Византийский).

По каждому пункту ВиХ сейчас есть возражения.

Греческих рукописей уже более 5500. Какие из них более правильные? По какому критерию отбирать рукописи?

Эразм (первый издатель греческий НЗ) взял за основу поздний византийский текст Textus Receptus.

После ВиХ следующее фундаментальное исследование — работа Германа фон Зодана. Главное его достижение — опираться на сами рукописи. Он показал, что важно генетическое преемство (из одного региона, из одного скриптория). Но целый ряд категорий он выдумал из головы. Он предположил, что нейтральный текст, который придумали ВиХ, это и есть текст Исихия (Исихий Милетский). На этот текст ссылаются Отцы, но что это за текст на самом деле никто не знает.

Плюсом Фон Зодана было то, что он предложил деление Византийского текста. Он предположил существование пяти категорий. Эта теория подтверждается, но не на 100 процентов.
К сожалению, многие библиисты приняли работы фон Зодана как истину в последней инстанции.

Синоптическая проблема? (что это за проблема?)

Во второй половине 20 века накопилось огромное количество папирусов. Но ученые пытались новые данные встроить в уже сформировавшиеся структуры. Появился Клермонский метод анализа рукописей (метод профиля), разработал его учитель Брюса Мецгера — американский ученый Колвел. Метод заключается каждая рукопись анализировалсь с точки зрения расхождения с Textus Receptus. Считалось, что византийский текст — самый испорченный, а александрийский — самый лучший. И все остальные рукописи располагались между этими двумя полюсами. Ватиканский и Синанский кодексы имеют сходство только 60 процентов. Даже такие качественные рукописи не дотягивают до планки в 70 процентов. Этот метод получил широкое распространение. В настоящее время этот метод применяют с оговорками. Метод Колвела дает очень сильные ошибки при попытки определить датировку рукописи.

Курт Алланд и Барбара Алланда. Они предложили разбить НЗ рукописи на 5 категорий:

  1. Самые древние — александрийские. Это недопонимание. Весь ранний материал исходит из Египта, но это не означает, что все тексты Александрийские.
  2. Все египетские рукописи старше 6 века.
  3. Эклектичексие рукописи (Византия + александрия)
  4. Западные
  5. Византийские рукописи.

такой подход содержит много нестыковок.

Библеистика, Александр Ткаченко (МДА). Занятие 1.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.