Вопрос:
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. (Быт. 22:1)
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13-14).
как понять?
Ответ:
В качестве ответа приведу выдержку из своей брошюры по посланию Иакова.
В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… (Иак. 1:13-14)
Между этим текстом и следующим текстом из книги Бытие есть явное противоречие.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. (Быт. 22:1)
Давайте попробуем, если выражаться медицинским языком, препарировать искушение. Посмотрим из чего оно состоит. Оказывается, любое искушение состоит из обстоятельств и реакции нашего внутреннего человека. Обстоятельствами управляет Бог, а наша реакция на эти обстоятельства зависит от того, что находится в нашем сердце. Приведем простой пример. Вам в автобусе наступили на ногу. Это обстоятельство. Вы в этом не виноваты. Может кому-то покажется, что Бог не занимается такими мелочами, как давка в автобусе, но мы читаем в Писании, что даже простой волос с нашей головы не упадет, если Бог этого не захочет. Итак, Бог допустил такое обстоятельство, что вам в автобусе отдавили ногу. Более того, тот человек, который это сделал, не только не извинился, но даже нагрубил вам, упрекая вас в том, что вы оказались на его пути. Первая составляющая искушения понятна. Теперь вторая составляющая. Ваша внутренняя реакция. Именно по ней можно определить, что именно находится в вашем сердце. Большинство людей в подобной ситуации поставят хама на место и выскажут вслух своё раздражение. Значительно меньшее количество людей промолчат, еще меньшее – попытаются перевести разговор в положительное русло, и совсем мало тех, кто не осудит в сердце, а постарается понять и оправдать такое поведение.
Это важнейшая мысль. Подавляющее большинство людей допускают одну и ту же ошибку. Вот как они описывают разные случаи:
— Меня вчера так сильно обидели.
— Представляешь, этот человек довел меня до белого каления.
— Он меня измучил.
— Я не хотел, но меня вынудили ударить.
— Слово нехорошее вырвалось.
Что общего во всех этих фразах? Человек признает, что его поведение было не самым лучшим, но он выносит причину такого поведения вне себя. Он обвиняет других людей или обстоятельства. Давайте изменим эти выражения.
— Я вчера обиделся.
— Я сильно разозлился.
— Я ударил.
— Я выругался.
Казалось бы – тоже самое, смысл не меняется. Но есть принципиальное отличие – человек признает, что это его действие. Его вина.
Обвиняя других людей или сложившиеся обстоятельства, мы, может быть сами того не осознавая, обвиняем Бога. Ведь именно Он управляет обстоятельствами. А должны обвинять себя. Нельзя искушать слепого человека нецеломудренными картинами, нельзя искушать глухого, рассказывая ему скверные анекдоты. Это все понимают. Но согласны ли вы с тем, что нельзя раздражить нераздражительного, нельзя обидеть необидчивого? Следовательно, напрашивается вывод, что если мы обиделись, то в нас есть обида. Если мы выругались, то значит эти слова в нас живут.
Именно об этом и говорит Иаков.
…никто не говори: «Бог меня искушает»… каждый искушается… собственною похотью