Быт 3:24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Изгнание Адама и Евы из рая — это акт величайшего милосердия Бога к людям. Бог дал людям возможность быть без Него, скрыл от них Самого Себя, перестал быть для них средой обитания. Иначе они задохнулись бы в Его святости. Их искаженная природа требует иного воздуха. Они и без Бога не могут, и с Ним им невыносимо.
Я люблю пример про рыбу. Допустим, вы увидели в пруду рыбу. Пруд был заброшенный, заиленый, с мутной дурно пахнущей водой. Вы исполнись милосердия, вытащили рыбу и положили ее на пенек.
— Наслаждайся, рыба, — сказали вы ей, — все это тебе: чистый воздух, зеленая трава и необъятный простор.
Понятно, что несмотря на то, что в пруду плохо, рыба все-таки отдаст предпочтение ему. Потому что это ее среда обитания.
Человек похож на рыб-амфибий. Они могут дышать обычным воздухом, но недолго, так как им нужно возвращаться в свою стихию.
Но Бог не просто позволил человеку жить там, где он может жить, то есть вне постоянного присутствия Бога. Он Бог прилагает все усилия, чтобы подготовить человека к жизни с Собой, исцелить его. Это и есть цель земной жизни.
К сожалению, об этом мы говорим мало. Чаще наша теология не выходит из песочницы юридического богословия и акцентируется на понятиях вины/прощения/вменения и так далее.
Прощение не определяет спасения. Прощенный не значит спасенный. Если бы это было не так, то совершенно непонятно, почему бы Богу просто не простить всех людей без всяких условий? Это было бы милосердно. На такое милосердие способны даже люди, а уж Бог тем более. Предвижу возражение: Бог не может поступить несправедливо. Я бы поостерегся говорить про Бога, что Он чего-то не может. Тем более все законы Он Сам и определяет. Более того, в конечном итоге, Бог поступает именно несправедливо: предлагает в жертву невиновного.
Так почему бы просто не открыть двери рая для всех?
Нарушение того или иного запрета порождает вину, которую можно измерить тем или иным методом и выразить в понятном человеку эквиваленте. Причем от степени преступления зависит степень вины. Не пропустил пешехода — оплати штраф, пересек двойную сплошную — будешь полгода ходить пешком, сел за руль пьяным — рискуешь сесть в тюрьму.
Юридическая система любой страны построена на принципе анализа степени вины. В зависимости от нарушения назначается наказание. Отбывший вину признается невиновным. Кстати, это не единственный способ обрести статус безвинного. Еще вину можно простить. Итак, вина либо компенсируется виновным (степень компенсации определяется судьями), либо прощается.
Но и заплативший, и прощенный не решают своей основной своей проблемы — того самого искажения внутри самого себя, которое привело к преступлению. Прощенный вор не перестает быть вором, заплативший штраф водитель не перестает быть плохим водителем, которые представляет потенциальную угрозу для себя и других.
Если наркоман обокрал прохожего ради дозы, а прохожий его простил, то наркоман избежит тюремного заключения за этот случай. Он даже будет очень благодарен за милосердие прохожего. У него даже появится стойкое желание исправиться и жить нормальной жизнью. Но продлиться это недолго.
Бог нам нужен не только как милосердный Судья, но даже более этого, как врач.