Многие католические храмы поражают своей красотой и сложностью украшений. У меня в планах есть сделать детальное описание некоторых их них. Но сегодня мне хотелось бы обратить внимание на то, что лично мне очень трудно понять и принять. Речь идет о изваяниях разной нечести, которые «украшают» многие католические храмы.
Вот, например, эта фотография была сделана на крыше собора Нотр-Да-де-Пари, более известного как Собор Парижской Богоматери.
А вот ещё какая мифическая птица смотрит на Эйфелеву башню.
Надо сказать, что таких персонажей только на одном храме может встретиться несколько сотен.
Иногда они кучкуются вместе.
Иногда что-то едят.
Или кого-то едят.
Нередко они соседствуют со святыми.
Только на одном фасаде их может быть несколько десятков.
Как получилось так, чтобы на христианских храмах разместились такие явно оккультные персонажи? Есть несколько легенд, но ни одна из них не вносит ясности в этот вопрос. Все эти статуи делятся на два типа: гаргульи и химеры.
Процитирую информацию с одного сайта.
Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 — ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) — один из подвигов святого.
Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки — голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.
С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше — не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.
Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто «для красоты», вернее «для ужаса». Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.
«И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы».
Может они и пытались изобразить это пристанище?
Хотя на Эрмитаже в Санкт-Петербурге на краях крыши сидят древнегреческие боги и богини. Их туда водрузили для укрепления кровли Эрмитажа. И они засыпные внутри. Не знаю чем крыли кровлю, но ее видимо нужно было утяжелять.
Про Мон-сен-Мишель поищите информацию и почитайте. Интересно. Там тоже католическое пристанище. Само расположение, возникновение и история этого маленького городка — все очень необычно. И там на стенах тоже полно этих химер. И много престранных и жутких историй связано с этим т.н. «святым» местом.
Целью средневековой церковной архитектуры было унизить и устрашить человека перед Богом и властью. Для этого строились величественные храмы и соборы; также и устрашающие скульптуры.
Не цель там руководила, а определённый дух, который «вдохновлял» подобное творчество. Тот дух, который во все времена стремится запугать, унизить и «раздавить» человека, который претендует на господствующую роль, которая принадлежит Богу. Конечно, этот дух нечистый, не Божий. И даже изображения подобные опытные братья советуют не только не иметь в доме, но и даже рассматривать. Через них на душу может напасть какой-нибудь нечистый дух…