предыдущая глава (10. Траншея)
«Понедельник — день тяжёлый». Илья часто слышал от взрослых эту пословицу, но не совсем понимал её смысл. До сегодняшнего дня. Понедельник действительно выдался очень тяжёлым.
Илья давно заметил, что события имеют обыкновение наваливаться все сразу. Вот тянется один день, за ним — другой, такой же, как предыдущий, потом следующий, затем ещё один. Ничего особенного. И только ты успел расслабиться, как вдруг — бац! — и все дела навалились сразу.
Такое ощущение, что они где-то толпятся около двери в Илюшкину жизнь и не хотят равномерно по одному заходить. Наверное, скучно им. Подошло к двери, скажем, какое-нибудь событие. Уже решило открыть эту дверь, а тут его другое событие окликает:
— Эй, подожди, давай поболтаем.
Вот так и собирается их целая куча. Затем кто-то посмотрит на часы и воскликнет:
— Ох, мы же опаздываем!
И тогда они всей толпой врываются. Им-то весело, а Илюшке расхлёбывай…
На такие случаи папа приучал Илью планировать и правильно распределять время.
— Все стараются хорошо провести время, — постоянно повторял он, — но время не проведёшь!
Он даже подарил Илье специальный блокнот, который называется «ежедневник», чтобы Илья мог записывать свои дела. Но обычно дел у Ильи было немного, и они были более или менее одинаковыми, поэтому он попробовал пару дней заполнять ежедневник, а потом забросил его на дальнюю полку.
Но в воскресенье вечером, вернувшись от Димы, Илья решил последовать совету папы. Он нашёл ежедневник, открыл его на чистом развороте и написал:
Дело №1. Встретиться с Кашалотом.
Не забыть!
1. Встречаемся с Мирославом на стройке у дяди Игоря в 14:30.
2. Так как занятия в школе будут до 14:00, то дома пообедать не получится. Следовательно, нужно что-то взять с собой. Учесть: чтобы хватило и для Мирослава.
3. Времени будет мало, поэтому надо перед уходом в школу приготовить одежду, в которой пойду на стройку.
4. Называть Кашалота Костей.
5. Важно (!) не проговориться, что мы знаем его настоящее имя.
6. Вернуться на стройку и рассказать дяде Игорю о том, что мы узнали.
7. Не показывать виду, что нам страшно.
Вначале Илюшка не хотел писать последний пункт, но подумал, что надо быть честным.
Илья погрыз кончик ручки. Так… вроде всё, ничего не упустил… Теперь перейдём ко второму делу.
Дело № 2. Закопать траншею около дома Димы.
Не забыть!
1. Время сбора у дома Димки: 19:00.
2. Предупредить маму, что задержусь.
3. Собрать команду.
Илья задумался. Как собрать людей? Лично подходить к каждому или сделать объявление в классе? А сколько человек вообще надо? Илья решил поговорить на эту тему с Игорем Николаевичем. Директор был человеком строгим, но добрую инициативу всегда поддерживал.
Илья продолжил писать:
4. Предупредить всех, чтобы пришли в рабочей одежде.
5. Сообщить всем адрес Димки. Может, для этого создать группу в телефоне? Надо обдумать.
6. Раздобыть нужное количество лопат.
Илья опять отложил ручку. А на чём все эти лопаты привезти? Не на велосипеде же… Вдруг он вспомнил, что Петька Росин рассказывал, что его папа работает на небольшом грузовике. Илья записал:
7. Поговорить с Петькой, чтобы он попросил отца привезти лопаты.
Так… А где всё-таки столько лопат взять? Может, в школе есть?
8. Спросить Игоря Николаевича про лопаты.
Тут Илья подумал, что у дьяконов в церкви тоже должны быть инструменты. Так… запишем…
9. Спросить дядю Мишу про лопаты.
Сразу же сама собой возникла следующая задача:
10. Спросить у мамы телефон дяди Миши.
Илья вошёл во вкус. Он понял, почему папа так много времени тратит на планирование. Иногда весь вечер сидит и что-то пишет. Оказывается, при таком подробном описании начинаешь обращать внимание на мелочи, которые точно бы ускользнули из вида и потом вылезли бы в самый неподходящий момент. А сколько этих неподходящих моментов будет завтра, Илья даже не догадывался!
Илья ещё немного посидел, подумал, записал ещё пару мыслей и лёг спать.
А утром, ещё до того как Илья проснулся, открылась та самая дверь, и скопившиеся дела и события обрушились на мальчика.
Всё началось с телефонного звонка. Звонил папа. Если папа звонит, а не пишет, значит, что-то срочное. А если срочное, то почему он звонит Илье, а не маме?
Илья несколько секунд лежал, ещё не до конца проснувшись, соображая, что к чему. Потом взял телефон с тумбочки и ответил:
— Алло, папа.
— Ты ещё спишь? Школу прогуливаешь? — удивился папа. Потом подумал и продолжил: — А… Прости, тут время другое, я забыл.
— Ничего страшного, — ответил Илья.
— Слушай, сынок, а как фамилия у твоего Мирослава?
Илья задумался, вспоминая.
— Самойлов, — наконец ответил он.
— Вон оно как, — загадочно произнёс папа.
— А что? — спросил Илья.
— Ничего, — ответил отец, — потом расскажу. Спи дальше.
Но, несмотря на то что спать хотелось нестерпимо, Илья решил больше не ложиться. Он встал и пошёл в душ. Илья недавно прочитал книгу про полярников и решил закаляться. Он уже третий день подряд утром принимал холодный душ. Но сегодня всё его естество противилось этой затее. Илюшка немного понежился под горячими струями, а затем резко повернул рычаг регулирования воды. Вода быстро стала почти ледяной. Мальчик зажмурился и начал считать до десяти. Это помогло. Вода смыла остатки сна.
Илья вышел из ванной и стал гадать, зачем отцу понадобилась фамилия Мирослава. Он даже добавил в список дел на сегодня новый пункт:
13. Выяснить, почему папа интересовался фамилией Мирослава.
Но долго гадать не было времени. На кухне его встретила бабушка.
— О, внучок, а ты чего в такую рань не спишь?
— Проснулся вот, — не стал вдаваться в подробности Илья.
— Чаю хочешь? — спросила бабушка. — С оладушками. Я уже состряпала.
Конечно, Илья хотел. Кто же в здравом уме откажется от бабушкиных оладушек? Да ещё с вареньем!
Илья успел съесть пару вкуснющих оладьев, как опять раздался звонок. Звонил Мирослав.
— Привет, Илюха, ты уже идёшь?
— Куда? — удивился Илья.
— На кудыкину гору, — ответил Мирослав. — В школу, конечно. Наш класс сегодня дежурный. Ты что, забыл?
Илья чуть не подавился. Вот бестолочь! Как же он мог забыть про дежурство! Дежурный класс должен был явиться в школу за час до начала занятий. Тамара Ивановна, которая была классной руководительницей 5 «Б», строго наказывала за опоздания. Так как она была учительницей математики, Тамара Ивановна придумала формулу наказания. Одна минута опоздания умножалась на 8,5 минут задержки после окончания уроков. Например, если ты опоздал на десять минут, то после уроков ещё 85 минут будешь торчать в школе, а это почти полтора часа. Как-то раз Лёнька Мельников спросил, почему надо умножать на 8,5, а не на 10, скажем, или на 5.
— Чтобы сложнее было, — философски объяснила Тортилла, — чтобы у вас извилины совсем не заржавели от ваших телефонов.
— Так мы же на телефоне и посчитаем, — тихо пробормотал Лёнька, — телефону-то всё равно, на что умножать.
Илья помчался в школу. Сегодня никак нельзя было опаздывать, так как после школы их будет ждать дядя Игорь. Хорошо, что все вещи он собрал ещё вчера. Вот что значит планирование!
До школы было недалеко. Илья успевал, но всё равно шёл быстрее, чем обычно. Почти бежал. Папа много раз предупреждал, что во время движения нельзя пользоваться телефоном. И не важно, на чём ты двигаешься: на автомобиле, самокате или на своих двоих. Илья с папой не спорил, но это правило всегда нарушал. Вот и сейчас: он постоянно заглядывал в мобильный, поэтому не заметил, как налетел на какую-то старушку. Она охнула и повалилась на землю.
Илья ужасно перепугался.
— Бабушка, простите, пожалуйста, я не специально.
Он пытался помочь ей встать, но она уже сама поднялась. Илья узнал пострадавшую. Он часто видел её на улице. Бабушкой она казалась только из-за очень странного, намотанного не пойми как наряда, грязного лица и очень неприятной смеси запахов спиртного и немытого тела. На самом деле это была женщина хоть и в возрасте, но не старая. Она постоянно сидела то около храма, то возле перехода и клянчила деньги.
— Куда прёшь? — зло выкрикнула она.
— Простите, — ещё раз извинился Илья, — я не нарочно.
Женщина выкрикнула грязное ругательство и замахнулась на Илью бутылкой, которую держала в руке.
Илья испугался и бросился бежать.
В школу он опоздал. На две минуты.
— Итак, Огоньков, — строго посмотрела на него Тамара Ивановна, — умножь-ка мне 2 на 8,5. Если умножишь быстро и правильно, то прощу тебе опоздание.
— Семнадцать, — почти сразу выпалил Илья.
— Похвально, похвально, — одобрительно кивнула Тамара Ивановна, — может, из тебя что-то толковое получится. Может, даже станешь Лермонтовым.
Илья удивился.
— А при чём тут Лермонтов? — спросил он. — Он же поэтом был.
— Ну и что? — сказала Тортилла. — Думаешь, поэты не умеют считать?
Было видно, что у математички хорошее настроение. Поэтому Илья вежливо улыбнулся и пошёл на место своего дежурства. Он достал ежедневник и прочитал список запланированных дел.
«Так, — подумал он, — на следующей перемене надо пойти к директору».
Но директор сам пришёл к Илье.
— Огоньков, тут на тебя жалуются, — сказал Игорь Николаевич.
Илья быстро перебрал в уме все свои прегрешения, но ничего такого, что заслуживало директорского внимания, не вспомнил.
— Кто? — спросил он.
— Аркадий Геннадьевич, — ответил директор, — твой учитель рисования. Помнишь такого?
Илью прошиб пот. Плакат к выпускному начальной школы! Он же обещал! Он даже начал рисовать и даже почти его закончил, но со всеми этими кашалотами, велосипедами, лёньками, милками и траншеями совсем про него забыл.
Игорь Николаевич потрепал Илью по заросшей голове.
— Завтра принеси обязательно.
Илья записал в ежедневник ещё один пункт.
— Игорь Николаевич, — окликнул он директора, который пошёл в сторону своего кабинета, — можно вопрос?
Илья рассказал директору про Диму, Милку, шлёпанец, папу Димы и Милки и про то, что придумал Лёнька.
— Отличная мысль, — похвалил Игорь Николаевич, — молодцы! Хвалю изо всех сил. С лопатами что-нибудь придумаю. Зайдите с Леонидом ко мне после уроков.
Илья достал ежедневник, вычеркнул напоминание о разговоре с директором и добавил ещё одно: не забыть встретиться с ним после школы. Чтобы это напоминание не потерялось среди записей, он обвёл его красной ручкой и поставил восклицательный знак.
«Надо будет папу расспросить подробнее, как он умудряется не запутываться в своих делах, — подумал Илья. — Ещё даже полдня не прошло, а уже голова кругом. А ведь кроме всего прочего нужно ещё и учиться».
Видимо, в той толпе дел и событий, которая, шумя и протискиваясь, ворвалась в жизнь Ильи в этот понедельник, не обошлось и без школьных дел. А как иначе объяснить, что на первом же уроке (это был урок английского) первым вызванным к доске оказался именно Огоньков.
— Have you learned your homework? — спросила его Елена Дмитриевна. Она обладала скверной привычкой общаться на уроке только на английском. Разве это вежливо — говорить на языке, который никто не понимает?
Разумеется, Илья ничего не «лёнд», то есть не выучил. Елена Дмитриевна расстроилась.
— Огоньков, ты меня огорчаешь, — произнесла она на русском (умеет же, когда хочет!), — я не хочу ставить тебе двойку под конец года. Зайди сегодня после школы, я дам дополнительное задание на дом.
Илья сел на своё место и записал в ежедневник ещё одно напоминание.
Так как каждую перемену нужно было стоять на своём дежурном месте, то поговорить с Петькой насчёт его отца никак не получалось. Илья поймал Петьку уже в самом конце перемены, когда тот нёсся сломя голову (похоже, что Петька вообще не умел ходить, а только бегать) в класс русского языка и литературы. Илья объяснил ему суть дела. Петька был парнем компанейским и весёлым, но излишне любопытным. Поэтому он стал задавать кучу вопросов. Его интересовало абсолютно всё. Вплоть до того, сколько часов может проехать кресло отца Димы от одной зарядки и как часто тот бывал на Мадагаскаре.
— Я тоже хочу путешествовать, — заявил он.
— Ты позвонишь отцу? — спросил Илья Петьку. Он уже начал терять терпение.
— Ага, на следующей перемене.
Мальчики зашли в класс.
— А вот на этот вопрос нам ответят Илья и Пётр, — услышали они голос Маргариты Павловны.
— На какой вопрос? — одновременно спросили мальчики.
— На тот, который я только что задала, — ответила Маргарита Павловна. — Разве вы не слышали? Ах да, — продолжала Маргарита Павловна издевательским тоном, — вас же не было в классе. Где вас носит, милостивые государи? Только не говорите, что вы дежурные. Весь класс дежурный, а как миленькие сидят на своих местах… В общем, зайдите ко мне после уроков, я с вами пообщаюсь, а сейчас — живо за парты! — закончила Маргарита Павловна.
Илья сел, достал ежедневник и сделал ещё одну запись.
Уведомление: Глава 12. Тайна Кашалота — Всё сие да будет к назиданию