Быт 2:18: «18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.»
В 1992 году ученые, которые наблюдают за китами, обнаружили кита, у которого никогда не было пары. Они начали внимательно следить за ним, чтобы понять, в чем именно дело. Оказалось, что все нормальные киты поют песни на частоте 15–25 Гц, а этот по неизвестной причине – на частоте 52 Гц, и его просто никто не слышит.
Окружающие киты ни разу не слышали его голоса. Возможно, они думали, что он гордец, который ставит себя выше других и поэтому всегда молчит, или у них возникала мысль, что странный молчаливый кит — философ, погруженный в свои думы о мироздании. На самом же деле, он, как и все другие, отчаянно нуждался в друге.
Есть такое выражение «одиночество в толпе». Оно означает, что можно быть окружённым людьми, но при этом не быть услышанным и понятым. Такое происходит по разным причинам. В данной заметке отмечу две причины (их, конечно, больше). Причём, отмечу коротко, в надежде потом описать более основательно.
1. Увеличение широты общения в ущерб глубине общения.
Любой человек обладает ограниченным ресурсом внимания. Он может потратить этот ресурс либо на десять человек, либо на тысячу (цифры условны). Понятно, что если ресурс расходуется на большее количество людей, то каждому из них достаётся меньше. Современное общество открыло невообразимые горизонты для общения. У каждого появлялись сотни и тысячи друзей, но степень погружения в каждого из них сократилось до минимума.
2. Непонимание смысла существования других людей.
Никто не может выжить без другого. «Не мы без вас, не вы без нас» — написал Апостол Павел в послании к Коринфянам. Чтобы быть человеком человеку нужен другой человек. Эту мысль важно пояснить. Адаму было очень комфортно в раю, но плохо без Евы. Когда мы слышим выражение «не хорошо быть человеку одному», то мы рискуем истолковать его лишь в том смысле, что другой человек нужен нам как некий функциональный аппарат, который способен развлекать, утешать, кормить, выслушивать и так далее. Более утончённые натуры поднимают планку выше и признают за другими людьми способность менять их к лучшему, совершенствовать характер, искоренять недостатки — они как инструменты, при помощи которых, из нас получается что-то более или менее годное. «Мой точильный камень» — так называл отец Александр свою жену Алевтину из замечательной книги А. Сегеня «Поп». В целом, этот подход верен, но им нельзя ограничиваться, ибо он побуждает рассматривать других исключительно с практической стороны (грубой, материальной или более утонченной, нравственной).
Ещё одна грань этой же мысли настолько благочестива, что кажется высшей точкой понимания смысла существования других людей. Эта мысль гласит, что человек создан для общения с Богом, а другие лишь помогают этого общения достигать.
Но это не так. Когда Бог увидел, что Адаму не хорошо, то не стал упрекать его в неспособности находить утешение только в общении с Богом. Для полноценного счастья Адаму был нужен именно другой человек. Причём, до грехопадения Адам не имел греховных искажений и недостатков, поэтому нельзя сказать, что Ева ему нужна было для чего-то. Она было ему просто нужна и всё!