На наш взгляд, данный вопрос (отношение к нему) является важным для самоидентификации современных евангельских христиан-баптистов.
Предлагаем вашему вниманию некоторые статья на данную тему.
1. Прохоров К. Между Востоком и Западом: Заметки о начале евангельского движения в России // Богословские размышления. 2012. № 13. С. 53 — 78.
Аннотация: Автор анализирует религиозную ситуацию в Российской империи на рубеже XIX и XX вв. и показывает истоки национального «протестантского духа», свободолюбивых религиозных настроений в значительной части российского общества, нравственно противившейся любому насилию со стороны государственного православия, однако не чуждой «истинному православию» в своей сути. Именно этот протест и внутренняя свобода некогда породили целый спектр старообрядческих и сектантских направлений в России, нередко удивительно созвучных между собой в учениях и традициях. Не отрицая значимости «иностранного фактора» в формировании первых отечественных евангельско-баптистских общин, автор показывает их неоднородность, допускавшую как прозападные, так и почвеннические тенденции. Примеры прямых или опосредованных заимствований европейских протестантских идей уравновешиваются известной самостоятельностью «встречных течений» бесчисленных славянских богоискателей, избирательным подходом российских сектантов к классическим протестантским доктринам и иностранной богослужебной практике. Автор показывает, в чём заключался русский протестантский «выбор веры», к которому имели возможность присоединиться представители всех национальностей в России.
2. Вардин А. Насколько самобытным было баптистское движение в Российской империи? // Богословские размышления. 2009. № 10. С. 158 — 166.
Аннотация: Сегодня русские евангельские христиане-баптисты ярко демонстрируют свою самобытность. Их традиционные богослужения во многих моментах заметно отличаются от принятых среди баптистов на Западе. Насколько баптизм в России является самобытным? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если смотреть на возникновение и развитие этого движения, его нельзя назвать простым заимствованием из другой страны или культуры. С другой стороны, очевидны и общие протестантские и, в частности, баптистские идеи и принципы, которые некогда достигли России и повлияли на её евангельское движение. Очевидно, следует признать, что немецкие баптисты воспользовались тем духовным движением, которое уже имело место и развивалось в Российской империи. Они не были основателями этого движения, но помогли ему двигаться к тем принципам, которые считали библейскими.
3. Никитин Ф. Восприятие современными евангельскими верующими зарождения своей истории: Запад или Восток? // Богомыслие. 2019. № 25. С. 196 — 209.
Аннотация: В статье рассматривается восприятие современным евангельским сообществом своей истории через призму Восток / Запад. Демонстрируется внимание евангельского сообщества к своей истории, показываются различные точки зрения на вопрос Восток / Запад. Рассматривается историография вопроса. Показано, что на данный момент существует три подхода к вопросу возникновения истории евангельского движения. Кто-то делает акцент на самобытности зарождения отечественного евангельского движения, кто-то заостряет внимание на его западных корнях. Третья группа подходит к вопросу сбалансировано, говоря как о влиянии со стороны западных проповедников, так и о самобытном характере возникновения этого движения. Рассматривается мнение Д. Бинцаровского, который считает русский протестантизм западным продуктом. На примере движения пашковцев автор статьи демонстрирует сбалансированный подход к вопросу возникновения евангельского движения в Россию через призму Восток / Запад.
На фото памятник М. Лютеру.
Скачать с Яндекс Диска: https://yadi.sk/d/QhXwcqiPNQHkiQ
Скачать с Google drive: