Суд. 3:1 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, — 2для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее
Бог допускает искушения для человека, чтобы человек учился побеждать. От подборой борьбы происходит опытность, а опытность направляет к совершенству. Об этом пишет и Иаков в первой главе.
И. Нав. 22:11-34
11 И услышали сыны Израилевы, что говорят: вот, сыны Рувимовы, и сыны Гадовы, и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых. 12 Когда услышали [сие] сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною. 13 Впрочем, сыны Израилевы [прежде] послали к сынам Рувимовым, и к сынам Гадовым, и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, 14 И с ним десять начальников, по начальнику поколения от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения в тысячах Израилевых. 15 И пришли они к сынам Рувимовым, и к сынам Гадовым, и к половине колена Манассиина в землю Галаад, и говорили им, и сказали: 16 Так говорит все общество Господне: что это за преступление сделали вы пред Богом Израилевым, отступив ныне от Господа, соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа?
17 Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня и [за которое] поражено было общество Господне? 18 А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается [Господь] на все общество Израилево; 19 Если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего; 20 Не [один] ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, [взяв] из заклятого, а гнев был на все общество Израилево? Не один он умер за свое беззаконие. 21 Сыны Рувимовы, и сыны Гадовы, и половина колена Манассиина в ответ [на сие] говорили начальникам тысяч Израилевых: 22 Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас [Господь] в сей день! 23 Если мы соорудили жертвенник для того, чтоб отступить от Господа, и для того, чтобы приносить на нем всесожжение и приношение хлебное, и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то да взыщет Сам Господь! 24 Но мы сделали сие по опасению того, чтобы в последующее время не сказали ваши сыны нашим сынам: «что вам до Господа, Бога Израилева! 25 Господь поставил пределом между нами и вами, сыны Рувимовы и сыны Гадовы, Иордан: нет вам части в Господе». Таким образом, ваши сыны не допустили бы наших сынов чтить Господа. 26 Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, 27 Но чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими, и жертвами нашими, и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: «нет вам части в Господе». 28 Мы говорили: если скажут так нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: «видите подобие жертвенника Господа, которое сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но чтобы это было свидетелем между нами и вами». 29 Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа, и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения, и для приношения хлебного, и для жертв, кроме жертвенника Господа, Бога нашего, который пред скинией Его. 30 Финеес священник, начальники общества и головы тысяч Израилевых, которые были с ним, услышав слова, которые говорили сыны Рувимовы, и сыны Гадовы, и сыны Манассиины, одобрили их 31 И сказал Финеес, сын Елеазара, священник, сынам Рувимовым, и сынам Гадовым, и сынам Манассииным: сегодня мы узнали, что Господь среди нас, что вы не сделали пред Господом преступления сего; теперь вы избавили сынов Израиля от руки Господней. 32 И возвратился Финеес, сын Елеазара, священник, и начальники от сынов Рувимовых и от сынов Гадовых в землю Ханаанскую к сынам Израилевым и принесли им ответ. 33 И сыны Израилевы одобрили это, и благословили сыны Израилевы Бога, и отложили идти против них войною, чтобы разорить землю, на которой жили сыны Рувимовы и сыны Гадовы. 34 И назвали сыны Рувимовы и сыны Гадовы жертвенник: [Ед], потому что, [сказали они], он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш.
Многоплановый текст. Запишу мысли конспективно для дальнейшей доработки в проповедь.
1. Сыны Рувимовы, и сыны Гадовы, и половина колена Манассиина понимали, что их оторванность от Израиля и (!) наличие разделяющего Иордана, в будущем приведет к тому, что их дети могут перестать служить Господу. Поэтому они позаботились о том, чтобы как-то предотвратить эту проблему.
2. Но жертвенник, который они поставили сам по себе может послужить соблазном для следующих поколений. Такой жервенник без дополнительных объяснений сам по себе не выполняет своей функции. Это видно из реакции на жертвенник других колен. Моисей в своей время тоже крайне негативно отреагировал на желание этих колен поселиться за Иорданом. Отсюда мысль: если мы делаем что-то необычное, то 1) это может привести к непониманию со стороны других (и к такому непониманию нужно отнестись с пониманием :), 2) это опасно для следующих поколений.
3. Другие колена очень переживали за чистоту. Они хорошо помнили о потерях, которые понесли израильтяне из-за греха Ахана (ст.20).
4. Чтобы не допустить греха другие колена даже готовы поделиться землей среди своих уделов (ст. 19), несмотря на то, что некоторым коленам было тесно.
5. Слово «впрочем» (ст. 13) говорит о том, что другие колена смогли противостоять нахлынувшим на них эмоциям. Они уже собрались на войну со своими братьями (ст. 12), но решили послать священника и начальников, чтобы разобраться (ст. 13 и 14).