Слово “Паралипоменон” происходит от греческого “παραλείπω” — пропускать. То есть, в этих книгах повторяется история, описанная в книгах Царств, но повторяется не полностью. Многое опущено, а в тех событиях, которые оставлены, иначе расставлены акценты. Почему? Считается, что книги Царств — это взгляд на историю Израиля с точки зрения земного наблюдателя, а книги Паралипоменон — взгляд на ту же самую историю, но с точки зрения Бога.
Поэтому в Царствах много внимания уделено Саулу, а в Паралипоменон о Сауле сказано только в тех случаях, когда речь идет о Давиде. Саул был важным человеком в земном царстве (он действительно был отличным царем), но он — незначительная личность в Божьей истории.
В книгах Паралипоменон ничего не сказано о грехе Давида с Вирсавией. Потому что Бог простил этот грех и в небесной истории этот эпизод отсутствует.
В книгах Паралипоменон очень много списков людей, которые несли то или иное служение. Эти списки мало интересны с точки зрения земного читателя, но Бог показывает, что Он знает по именам каждого, кто трудится во имя Его славы.
Интересно, что в книгах Царств сказано:
2 Царств 8:13 И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч Сирийцев в долине Соленой.
Но этот же случай в Паралипоменон описан иначе:
1 Паралипоменон 18:12 И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч;
Так бывает: реальное дело сделал один, а имя на этом деле сделал другой. Но в Божьей истории все написано верно.
Когда мы будем жить в Царстве Божьей, то уверен, что там будет большая библиотека. В этой библиотеке будет много томов под названием “История государства Российского”. Но в этих книгах будет написано не про царей или известных бизнесменов, а про тех, сейчас мало заметных людей, которые реально имеют ценность в настоящей Божьей истории.