Очевидно, что описанные Иудой грехи (нечестие, распутство и отвержение власти Бога) нераздельны. Нельзя сказать про одного, что он нечестив, но полностью подчинен власти Бога, или про другого, что он хоть и распутник, но не нечестивый. Иуда использует разные описания фактически одного и того же греха, но как рак может пустить метастазы в разные органы, так и грех проявляет себя по-разному.
Итак, свой первый пример Иуда берет из одной из самых ярких страниц истории народа Израильского — чудесного избавления евреев из египетского рабства.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил…
Этот пример еще раз подчеркивает, что Иуда обрушивается со своей критикой не на чуждых церкви людей, которые по каким-то своим корыстным мотивам вкрались в доверии к христианам. Он восстает против тех, кто является частью народа Божьего, но отделяет себя от Бога своим неверием. Иуда недвусмысленно пишет: вначале Господь избавил, а затем уже из тех, кого Он избавил — погубил тех, кто не доверился Ему.
В других переводах этот стих звучит так:
РБО: Я хочу вам напомнить, хотя вы и так все знаете, что Господь, некогда спасший Свой народ, выведя его из Египетской земли, потом погубил тех из них, кто не поверил.*
ERV: Я хочу напомнить вам, хотя вы всё это уже знаете, что Господь, Который однажды спас Свой народ, выведя из египетской земли, потом уничтожил тех, кто отказывался уверовать.
Бог имел силу вывести Свой народ из рабства и имел мудрость довести народ до обетованной земли. Но иногда путь Божий казался людям не лучшим. В этом случае они начинали роптать на Бога и добиваться своего. Именно это и называется неверием. Именно из-за неверия благодать освобождения от египетского рабства была напрасной. Люди, которые отказались доверить Богу свой путь — погибли.
Иуда призывает защищать истинную веру от заразы своеволия, которое и есть неверие. Либо я верю Богу и доверяюсь Ему, либо ропщу и утверждаю свое. Первый путь оканчивается жизнью, второй — смертью даже для тех, кто был выведен из рабства.
Кстати, в контексте этой темы, я думаю, что Моисей совершил ошибку, отправив соглядатаев осматривать обетованную землю. Зачем это нужно было делать? Надо было сразу идти на завоевание. Раз Бог приготовил эту землю, то это и есть тот путь, которому нужно просто довериться.
1 После сего народ двинулся из Асирофа и остановился в пустыне Фаран.
2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.
4 И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых.
Числа 13 глава
Моисей не сделал никакой ошибки, послав 12 мужей для осмотра земли ханаанской. Это было повеление Божие, и Моисей в точности выполнил его.
Вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от каждого колена. Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее; Втор.1:21-24