От Луки 19:5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
По воскресеньям на братских в церкви мы продолжаем говорить на тему “Как найти Евангелие в Евангелиях”. Напомню суть проблемы. Евангелисты ставили своей целью отобразить в своих книгах личность Христа, Его учение, весть о Царстве Божьем и смысл Благой вести. Эти истины они раскрывали разными способам: передавали учение Христа, рассказывали о Его жизни, о тех или иных встречах, описывали реакцию Христа на какие-то происшествия.
По некоторым причинам (о которых позже) многие читатели Евангелия забывают о целях авторов. Мы сосредоточиваемся на деталях, которые по замыслу автора являются именно деталями, антуражем, подчеркивающим основной посыл.
Например, случай с Закхеем. Кто главное действующее лицо в этой истории? Судя по большинству проповедей и стихов — это Закхей. Вот конспект типичной проповеди на этот отрывок:
Закхей услышал о Христе.
Закхей пошел искать Христа.
Закхей пренебрег мнением людей и залез на дерево.
Закхей смог решить проблему (он не видел Христа из-за людей, но нашел выход).
Закхей принял Христа в своем доме.
Закхей решил исправить свои ошибки.
Но разве можно допустить мысль, что Лука, когда писал свое письмо Феофилу, мечтал о том, чтобы Феофил познакомился с Закхеем и узнал о нем как можно больше? Разве Закхей является тем твердым основанием учения, на котором должна была укрепиться вера Феофила. Такое ощущение, что Христос в этой истории — деталь, антураж, подчеркивающих важность Закхея.
Несмотря на частое упоминание Закхея в этой главе, главным действующим лицом остается Христос. Именно Он пришел на землю, чтобы искать и спасать погибшее, именно Он пришел в Иерихон, чтобы найти там Закхея, именно Он захотел быть в доме Закхея, именно Он принес дому этого мытаря спасение.
Почему так происходит? Думаю, что причин несколько.
Во-первых, морализаторские, а не Евангельские проповеди, проще готовить. Очень просто взять того или иного персонажа. Проанализировать его качества и поступки, осудить отрицательные и призвать слушателей брать пример с положительных.
Во-вторых, у нас нет культуры проповедовать Евангелие. Дети, выросшие на морализаторских проповедях, продолжают идти по той же колее. Выбраться из нее очень сложно.
В третьих, морализаторство ближе нашей плоти. Она ужасно боится Евангелия, у нее аллергия на Благую весть. Она готова принимать вид благочестия, но не больше.
Когда мы научимся видеть Евангелие в Евангелии, то можно делать следующий шаг — постараться увидеть Евангелие в других книгах Библии. Ведь и Бытие, и Псалтырь, и Пророки и даже книга Откровения — это книга о Христе.
Как это уже наболело, имея в виду морализаторские проповеди.
Хочется слушать Евангелие, ну хоть иногда… Братьям надо научить этому. Но кто научит?