Евангелие от Луки, 3 глава
7-1 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Что имеет ввиду Иоанн, когда говорит о достойном плоде покаяния? Тот факт, что народ пришел креститься говорит о том, что народ сознает себя виновным. Другими словами, они готовы принести покаяние перед Богом. Иоанн отмечает, что если вы на самом деле чувствуете свою вину перед Богом и готовы каяться, то это должно проявится в определенном плоде, который должен соответствовать силе вашего желания. Причем эти плоды имеют вполне практические осязаемые формы: поделиться одеждой и пищей с неимущими, не требовать более того, что определенно и так далее.
Иоанн предупреждает, чтобы человек не оправдывал себя тем, что он родился в благородной среде (дети Авраама). Факт родства с праведником не делает человека праведным.
Иоанн не требует от людей невозможного. Каждый на своем месте, там где работает или учится, должен приносить плоды покаяния по своим силам. Причем эти плоды должны быть заметны для окружающих.
Представьте мытаря, который на работе не берет лишнего, или воина, который никого не обижает. Говорят, что в дореволюционной России были случаи, когда после покаяния кучера лошади переставали его слушаться, так как он больше не выражался так, как выражался раньше.
Нередко христианин готов каяться в церкви или дома, но не готов совершать плоды покаяния, которые были бы заметны окружающим.
Я всегда так и понимала,но недавно увидела еще одну сторону этого события:почему Иоанн сказал фарисеям и саддукеям «Сотворите достойный плод покаяния» ?У них не было сокрушения о своих грехах.Можно признать грех как Ахан,как Саул,как Иуда , но не сокрушаться о нем.Иоанн Креститель видел это поэтому и призвал их сотворить достойный плод покаяния,сокрушенный дух приведет уже к действиям пример Закхей «…половину имения моего я отдам нищим…» хоть и не написано о Закхее что он сокрушался о своих грехах,думаю что это имело место. Вспомните Давида :»Жертва Богу дух сокрушенный…»если я ошибаюсь можете меня поправить