Статья опубликована в газете «Веришь ли ты» №9 (90), 2022
Мир в сердце — это великое сокровище. Как его обрести? Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Даже небольшие волны, вполне безопасные для корабля, могут стать серьёзной проблемой для пловца. Однажды мне довелось оказаться в море во время совсем небольшого шторма. Плыть было очень сложно. Волны то и дело накрывали меня, дышать становилось всё сложнее, от постоянных подъёмов и спусков быстро уставали мышцы. Тогда я решил нырнуть. На первый взгляд, странный поступок, но на самом деле в таком поведении есть смысл. На глубине нет шторма, точнее, он почти не ощущается. Здесь царит покой и умиротворение.
Похожий покой и умиротворение я ощущал, когда шёл за гробом матери. Мы были с ней очень близки, и её потерю я ощущаю до сих пор. Эмоции, слёзы, странное для взрослого многодетного отца чувство сиротливости – всё это было. Но было как-то на поверхности, неглубоко. В самом же сердце царило тихое умиротворение.
Мир в сердце – это великое со- кровище. Как его обрести? Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Источник мира в сердце
Начать хотелось бы с главного: источником мира является Господь. Представьте себе путника, который оказался в зимнем ночном лесу. Он замёрз и проголодался. Вдруг, к своей великой радости, он заметил отблески далёкого огня. До костра ещё далеко, но костёр уже приносит большую пользу: он придал уставшему путнику сил, вселил надежду, поднял настроение. По мере своего приближения к костру путник будет всё больше ощущать его влияние. Вначале станет светлее, затем ещё светлее. Когда путник подойдёт достаточно близко, то он сможет просушить свою одежду, отогреть руки, вскипятить воду и заварить чай.
Так и Бог. Отголоски Его присутствия можно ощутить везде – когда мы смотрим на звёзды или горы, когда умиляемся, наблюдая за любимы- ми детьми, когда восхищаемся чьим- то жертвенным подвигом. Ещё яснее мы ощущаем Бога, если услышали христианское песнопение, прочитали строки из Евангелия, посетили богослужение христиан. Многие люди, рассказывая о таких встречах с Господом, отмечали, что в этот момент они ощущали удивительное спокойствие.
Мы бы назвали странным пове- дение путника, если бы он заметил костёр, но не стал приближаться к этому источнику тепла и света. Но почему-то многие люди допускают подобную ошибку. Соприкоснувшись с Богом, немного утешившись от Его благодати, они не стремятся приблизиться к Нему.
В своём письме апостол Иаков пишет: «Не обманывайтесь, бра— тия мои возлюбленные. Всякое дая— ние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иакова 1, 16–17).
Не стоит думать, что во всей Вселенной есть какой-то другой источник блага, кроме Бога. Только у Него истинное утешение, только Он даёт настоящий покой.
Когда ребёнок чем-то обеспокоен, то он бежит к маме или папе, чтобы они взяли его на руки, погладили, поцеловали и сказали: «Не переживай, всё будет хорошо!» Подобным образом поступает и наш Господь Иисус Христос. Он обращается к каждому, кто несёт на себе бремя грехов, переживаний и тяжёлых сомнений: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Матфея 11, 28).
Итак, первый вывод, который хо- телось бы особо отметить, – настоя- щий мир и сердечный покой может дать только Бог.
Но на чём основан этот мир? Ответов на этот вопрос несколько, как несколько и причин для беспокойства.
Бог решает проблему греха
Есть замечательное выражение Михаила Жванецкого: «Чистая со- весть – это признак плохой памяти». Действительно, любой человек, ко- торый честен по отношению к самому себе, должен признать, что в его жизни было очень много таких поступков, о которых лучше бы никому не знать.
Как даже небольшая рана, нанесённая нашему телу, даёт о себе знать, так и любой грех не проходит бесследно для нашей души. Мы ощущаем беспокойство, нас мучит совесть, мы становимся раздражительными и плохо спим. Иногда мы пытаемся как-то утешить душу. Для этого кто- то начинает заниматься благотворительностью, кто-то начинает налаживать отношения с близкими, кто-то пытается компенсировать причинённый вред. Это всё очень правильно и хорошо, но настоящего облегчения и мира эти действия не приносят. Бо- лее того, что делать с теми поступками и словами, которые уже никак не исправить?
Мы уже цитировали слова Христа: «Придите ко Мне… и Я успокою вас». Господь сказал эти слова не просто так. Он имел на это все основания. Христос не просто пришёл на Землю, но пришёл для того, чтобы умереть на Кресте за все наши грехи. Именно поэтому Он имеет власть прощать любой грех. На Голгофе Христос был не один. Рядом с ним были распяты ещё два человека – разбойники. Они попали на крест не случайно, а в качестве наказания за многочисленные преступления. Тем не менее одному из разбойников Христос пообещал, что тот в этот же день будет в Раю. Чем он это заслужил? Ничем. Его прощение заслужил Христос, а разбойник лишь согласился принять этот подарок.
Упование на Бога поднимает над обстоятельствами
Мы живём в непростое время, которое ещё год назад было немыслимым. Публикации в средствах массовой информации, сообщения в новостных каналах, рассказы очевидцев разных событий – всё это наполняет наше сердце тревогой. Что может Бог сказать в этом случае?
В древности жил пророк Аввакум. Он жил в крайне сложное время, но хуже всего было то, что никакого просвета не ожидалось. Наоборот, ситуация ухудшалась с каждым месяцем. Аввакум сильно возроптал. Он был пророком, близким к Богу человеком, но и он не смог найти ответы на сложные вопросы и сдержать своего недовольства. Бог ответил Аввакуму, и, несмотря на то, что ситуация не изменилась, в сердце пророка по селился полный мир и покой. Он на- писал слова, которые прошли сквозь тысячелетия и стали известны как гимн доверия Аввакума к Богу:
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввакума 3, 17–18).
Это именно гимн доверия. Аввакум понял, что Богу можно доверять. Даже если Его действия непонятны, Он знает лучше, как управлять этим миром, как и когда стоит вмешаться в историю, какие события допустить, а какие нет.
Рассказывают, что один корабль попал в сильнейший шторм. На борту находился мальчик. Когда он увидел панику среди пассажиров, то удивлённо спросил, почему все так переживают. Ему ответили, что на столько сильного шторма не было очень давно. Тогда мальчик ответил:
– Не переживайте, на капитанском мостике мой папа, а значит, всё будет хорошо.
Наверное, лучше всего причину, по которой мы можем доверять Богу, выразил пророк Иеремия, который жил в не менее сложные времена, чем Аввакум: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремии 29, 11).
Бог примиряет людей между собой
К сожалению, большую часть нашей, и так не очень продолжительной, жизни, мы тратим на ссоры, обиды, разногласия и вражду. Развитие психологии, повышение культу
ры, разработка социальных концеп- ций – всё это не принесло мира и не сделало человека более счастливым. Причина в том, что все эти идеи пытаются устранить симптомы бо- лезни, они не способны повлиять на саму суть проблемы.
Учение Христа предлагает совершенно иную реальность. Он учит, чтобы каждый из нас относился к другому лучше, чем к себе. Он показывает пример истинного величия: Сам, Иисус, будучи Учителем и Господом, подпоясывается полотенцем и моет ноги ученикам, уподобляясь слуге. Истинные ученики Христа уподобляются своему Господу. Поэтому в церкви люди называют друг друга братьями и сёстрами. И это не пустые слова.
Апостол Павел сравнивает верующих с членами одного тела, каждый из ко- торых нужен друг другу.
Кто-то возразит: не только Христос учит миру и взаимоуважению. Многие учители человечества говорят так же. Даже в советское атеистическое время был лозунг: человек человеку брат. Но одно дело что-то декларировать, а другое – наделить человека силой поступать так. Христос Сам был миротворцем. Ради того, чтобы примирить людей между собой и, главное, с Богом, Иисус пошёл на беспрецедентную жертвенность – смертную казнь на Кресте. Бог принял эту великую жертву и воскресил Христа. И после этого наш Господь мог сказать: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28, 18). Поэтому Он может дать силу тем, кто имеет искреннюю веру в Него, простить врага, понять обидчика, полюбить того, кто причиняет боль. И через эту превосходящую всякое разумение любовь нести мир Божий другим.