От Матфея 5:3-11 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Обычный человек либо вообще не воспринимает заповеди Христа (так как считает их бессмысленными для этой жизни, а жизнь вечная представляется для него чем-то или далеким, или вообще мифическим), либо в какой-то момент времени он начинает бояться будущего и этот страх толкает его к поиску. Для него любые религиозные предписания — это способ избежать будущего ада. Он готов смириться и облечь себя в вериги Божьих требований, готов пожертвовать благами настоящего, ради будущего. Это благородное стремление показывает, что главная идея христианства для него еще не доступна.
Дело обстоит ровным счетом противоположно. Заповеди Христа — это не способ избежания ада, а способ обретения блаженства. Причем, не в будущем, а в настоящем. Ибо будущее это просто продолжение настоящего. За чертой смерти не будет ничего особо нового, а лишь завершится начатое здесь. Там мы в совершенстве обретем то, что здесь имели лишь отчасти, но к чему искренно стремились.
Конечно, духовное не бывает без душевного (1 Кор. 15:46), поэтому какой-то период приходится себя действительно заставлять, наклонять свое сердце и разум в подчинение Богу, но жить в состоянии сдавленной пружины долго невозможно — пружина либо сломается, либо распрямится и сбросит с себя все, что ее теснило. Поэтому важно перейти к следующей стадии — принять иго Христа как благо, получить свободу, оставшись в среде Божьих заповедей, стать блаженным.
Вот как об этом пишет Григорий Нисский в книге «О надписании псалмов»:
Конец добродетельной жизни — блаженство. Ибо все, в чем тщательно преуспеваем, непременно, что-нибудь имеете целью. И как у врачебного искусства в виду здравие, а цель земледелия — заготовление потребного для жизни: так приобретение добродетели служит к тому, чтобы живущему добродетельно соделаться блаженным; это — верх и предел всего, что умопредставляем себе как благо.
Цiкаво