В исторической науке существуют два прямопротивоположных мнения на евангельско-баптистское движение в Российской империи. Одни приувеличивают отечественный фактор, заявляют о полной самобытности движения, другие обращают внимание на влияние западных проповедников, утверждают, что евангельско-баптистское движение есть плод Запада.
Как пишет доктор исторических наук Н. В. Потапова, «Бурные дискуссии в религиозной и исторической литературе по поводу российских корней и степени влияния иностранной религиозной традиции на развитие… религиозных течений в России не утихают со второй половины 19 века в исторической литературе» (Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (На материалах Дальнего Востока). Т.1. Южно-Сахалинск.: Изд-во СахГу, 2014. С. 9.).
Данные статьи историка Альберта Вардина, бывшего профессора Белмонтского университета (США) и доктора (PhD) К. Прохорова помогут разобраться в этом непростом вопросе.
Альберт Вардин, Насколько самобытным было баптистское движение в Российской империи?
Константин Прохоров, Между Западом и Востоком: Заметки о начале евангельского движения в России
Денис, подскажите пожалуйста как дела у Насти и Димы из г.Днепра?