Константин Андреев
Важно знать, что не законное прекращение богослужения, религиозного обряда, церемонии, религиозного собрания, является правонарушением и даже уголовно-наказуемым деянием, санкции за нарушения которых распространяются на представителей правоохранительных органов и органов исполнительной власти.
Получится ли привлечь к ответственности или нет чиновника, представителя правоохранительных органов, не известно, но заставить их задуматься о возможных последствиях не законных действий, можно и нужно.
Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является конституционное право на свободу совести и выбора вероисповедания, установленное ст. 9 Конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина, а также ст. 28 Конституции РФ. Согласно данным нормам, каждый вправе индивидуально или совместно с другими лицами исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой), а также выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно п.5 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Согласно п.6.статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.
Санкция предусмотрена пунктом 1 статья 5.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей».
Данное преступление имеет санкцию и в Уголовном кодексе.
Согласно п.3, п.4 статья 148. Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ:
«3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет».
Объективная сторона состава, предусмотренного ст. 148 УК РФ, включает в себя различного рода деяния, направленные на затруднение осуществления религиозной организацией законной деятельности, либо создание препятствий к осуществлению религиозных обрядов. Такие деяния могут быть выражены в форме закрытия помещения, в котором проводятся религиозные действия, в незаконном отказе от регистрации религиозной организации и даже в насильственных действиях в отношении верующих.
Помимо воспрепятствования реализации свободы вероисповедания, действия правоохранительных органов по насильственному прекращению, срыву богослужения, могут квалифицироваться как нарушение еще одного конституционного права.
Статья 31 Конституции РФ, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Согласно статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:
«1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;»
Собрание может быть, в том числе, религиозным. Уведомление о собраниях не предусмотрено. Под специально отведенным или приспособленным для (собрания) местом можно понимать , например, парк, где предусмотрены собрания граждан (для чего собственно там оборудованы скамейки).
Санкция за незаконное прекращение собрания предусмотрена статьей 5.38. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ:
«Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
А также статьей 149. Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ: «Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Приведенные нормативно-правовые акты неплохо знать и при необходимости проинформировать о них сотрудников органов исполнительной власти и правоохранительных органов.