Статья опубликована в газете «Веришь ли ты». №7(88), 2022
Мудрый царь Соломон несколько тысяч лет назад изрёк мысль, кото- рая актуальна и сегодня: «Нехорошо душе без знания, и торопливый нога— ми оступится» (Притчи 19, 2).
В этом, на первый взгляд, простом утверждении на самом деле сокрыт богатый практический смысл. При тщательном изучении этого текста возникает несколько вопросов:
- Что такое настоящее знание?
- Почему без знания плохо душе?
- При чём тут торопливый?
При желании можно было бы задать ещё вопросы, но остановимся на этих трёх. И начнём мы с последне- го: «При чём тут какой-то торопливый?»
Тот же царь Соломон, выражение которого легло в основу нашей статьи, произнёс и другую притчу: «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить» (Екклесиаста 10, 10)
Подобную мысль, но другими словами выразил Авраам Линкольн: «Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потра- тил бы шесть часов на то, чтобы нато- чить топор».
Идея – понятна. Неопытный человек может решить, что не стоит тратить драгоценное время на затачивание топора, лучше немного усилить удар. Но мудрые люди по- ступают иначе. Они не торопятся, не тратят лишние силы и при этом достигают лучшего результата за более короткий срок.
Итак, торопливый – это тот, который либо не имеет нужного знания и спешит отправиться в путь или начать работу, не выяснив всех обстоятельств дела, либо пренебрегает подобным знанием. И в том и в другом случае такой человек попадает впросак. Именно поэтому родители очень переживают, чтобы их ребёнок получил хорошее образование. Они понимают, что, обладая необходимы- ми знаниями, их возлюбленное чадо избежит множества ошибок, некоторые из которых могут оказаться критичными, а обретя мудрость, сможет прожить жизнь более эффективно и продуктивно.
История богата множеством примеров серьёзных проблем, которые возникали из-за банальной необразованности.
В 1665 году Лондон накрыла эпидемия, которая вошла в историю как Великая Лондонская чума. Смертность была колоссальной, но страшнее всего было то, что количество жертв прогрессировало. По сохранившимся отчётам того времени видно, что смертность в Лондоне вначале составляла до одной тысячи человек в неделю, в последующие недели – до двух тысяч человек в неделю, а к осени 1665 года превысила семь тысяч человек в неделю.
Конечно, власти делали всё возможное, чтобы остановить распространение болезни. Также были предприняты попытки найти распространителей чумы. Подозрение пало на кошек и собак. Власти и жители города начали планомерно уничтожать этих животных, чтобы спасти город.
Это было большой ошибкой. Дело в том, что распространителями чумы были крысы, а точнее – блохи, которые жили на крысах, а кошки и собаки контролировали популяцию крыс. Сокращение численности собак и кошек привело к тому, что крысы стали появляться там, где раньше их не было. Болезнь стала бушевать с неистовой силой и в конечном итоге унесла жизни ста тысяч лондонцев.
Конечно, в жизни обычного человека цена ошибки значительно меньше, но полученное вовремя знание позволит сохранить силы, время и материальные средства.
Популярность образовательных программ за последние годы выросла в разы. Экономические и политические потрясения заставили многих граждан разных стран искать способы повышения своей квалификации. Так, например, по данным образовательной платформы Skillbox только за несколько месяцев прошлого года число студентов онлайн-университета воз- росло почти в 4,5 раза, а посещаемость платформы Webinar Group выросла в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Конечно, желание обучаться, повышать уровень знаний и приобретать новые навыки можно только приветствовать, но, к сожалению, таким спросом ожидаемо воспользовались разного рода мошенники. Появилось огромное количество псевдо-курсов, которые обещают быстрые результаты. Авторы этих курсов покажут вам заманчивые картинки, обольстят броской рекламой, сыграют на любви к эксклюзивности, проговорят в сотый раз прописные истины о том, как важно верить в себя и формулировать ближние и дальние цели, накачают мотивацией, но не дадут никаких практических инструментов, как этих целей достичь.
Обидно заплатить за курс приличную сумму денег, потратить драгоценное время и обнаружить, что полученные знания представляют собой не знания, а набор бесполезной, а часто и откровенно вредной информации.
Появилось даже такое понятие, как иллюзия знания. Что оно означает? Чтобы его описать, необходимо поговорить о двух важных вещах.
Начнём с того, что за последние десятилетия во многих отраслях науки наблюдается колоссальный прогресс. Если ещё в начале двадцатого века были учёные-универсалы, которые были компетентны в большинстве научных дисциплин, то уже к середине двадцатого века знания настолько умножились и усложнились, что один человек был не в состоянии овладеть всеми ими. Учёные всё больше углублялись в свою узкоспециализированную область. Соответственно, пропасть между познанием учёных и обычных граждан становилась всё глубже. На данный момент для рядового человека, который не посвятил свою жизнь изучению той или иной научной области, технологии кажутся каким-то волшебством.
Действительно, мало кто пони- мает, как работает мобильный теле- фон или навигатор, почему не падает самолёт и что такое системы блок-чейна. Появляется так называемый информационный вакуум, который легко заполняется разнообразными псевдознаниями, которые в лучшем
случае имеют небольшое приближе- ние к истинному знанию, а чаще все- го совсем на него не похожи.
В то же самое время даже самому простому человеку сейчас доступны такие объёмы информации, о которых раньше нельзя было и мечтать. По любому вопросу в интернете можно найти сотни статей, комментариев, мнений и видеофильмов. Причём ни особого желания, ни времени, ни соответствующей подготовки на то, чтобы действительно разобраться в ситуации, у большинства из нас нет. Как результат – человек думает, что он разбирается в теме, но на самом деле это лишь иллюзия знания.
Складывается парадоксальная ситуация – без истинного знания чело- век в частности и общество в целом рискуют совершить множество ошибок, с другой стороны – путь при- обретения истинного знания весьма непрост.
Какие советы будут полезны нам, живущим в современном мире?
1. Больше читать хороших книг. Именно книги, написанные профессионалами, содержат те знания, которые нам так не- обходимы.
2. Научиться удаляться от информационного шума: бесчисленные ролики в интернете лишь провоцируют умственную лень и способствуют развитию клипового мышления, подавляя способность разума к критическому анализу.
3. Проверять факты. Помните, что утверждение, которое произнесено с важным и убеждённым видом, не становится от этого истинным.
4. Научиться не принимать решения и не делать выводы под действием эмоциональных порывов. Кстати, этот совет сохранит вас не только от псевдознаний, но и от лишних покупок, которые мы все время от времени совершаем, но о которых впоследствии жалеем.
Но вернёмся к цитате Соломона: «Нехорошо душе без знания». Мы уже увидели, что без истинного знания человеку действительно нехорошо. Но Соломон делает акцент на душе – не- хорошо душе. О чём идёт речь?
Человек, в отличие от животных, живёт не только в физическом, но также и в духовном мире. Если с физическим миром контактирует наше тело, то жительницей духовного мира является душа.
Мало кто даже из неверующих в Бога людей сомневается, что чело- век – это не просто набор химических элементов, что, кроме внешнего, существует и некий внутренний мир.
Более того, большинство согласны с тем, что именно внутренний мир является тем фундаментом, на котором стоит всё здание внешней видимой деятельности человека.
К сожалению, многие люди не уделяют должного внимания своему внутреннему духовному миру. Но так было не всегда. Само слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает не простое накапливание пусть даже хорошего знания, а преображение самого чело- века в некий образ.
Кстати, любопытно, но выражение «альма-матер» (дословно с латинского «мать-кормилица»), которое очень часто используют для обозначения учебного заведения, в котором человек получил образование, изначально относилось именно к богословским университетам, которые давали духовную пищу, воспитывая в первую очередь душу.
Если вы зайдёте в книжный магазин, то обязательно обнаружите несколько полок с книгами по личностному развитию. В этих книгах будут предложены многочисленные методики по управлению временем, развитию навыков и организации труда и досуга. Внешний осязаемый мир видимым образом претендует на наше время, средства и силы. И он настолько реален, что подавляю- щее большинство времени уходит на его обустройство. Даже школьные программы ориентированы на пред- меты с практической пользой. В результате наш внутренний мир оказывается в пренебрежении, потому что он не умеет кричать так же громко. Его легко можно игнорировать в течение долгого времени, прежде чем произойдёт катастрофа.
В какой-то момент немало людей внезапно осознают, что большую часть своего времени и энергии они потратили на устройство жизни на видимом уровне, на поверхности. Они накопили много хороших и, возможно, даже превосходных активов, таких как важные связи, рабочий и жизненный опыт, физическую силу и материальные средства. В этом нет ничего плохого, но часто едва ли не слишком поздно обнаруживается, что внутренний мир человека находится в состоянии беспорядка или слабости. В конечном итоге такое отношение к душе приводит к краху.
Однажды Оскар Уайльд написал про себя следующие слова: «…я позво- лил себе вовлекаться в долгие периоды бессмысленной и чувственной свободы… Я не был более капитаном своей души… Я позволил наслаждению властвовать над собой. И я закончил с ужасающим бесчестьем». Кстати, его известное произведение «Портрет Дориана Грея» – яркая иллюстрация его же собственной цитаты.
Важнейшая задача
Если забота о душе, обустройство внутреннего мира являются важней- шей задачей человека, то возникает закономерный вопрос, как осущест- влять это обустройство?
Мы уже говорили о том, что даже в нашей повседневной жизни человеку сложно отличить истинное знание от ложного. Намного более остро этот вопрос стоит в духовной сфере, в сфере заботы о нашей душе. Количество тех, кто претендует на истину, поражает всякое воображение.
Источником истинного знания для любого христианина является Библия. Всемогущий Бог позаботился, чтобы Его Слово без искажения сохранилось на протяжении многих тысяч лет. Мы сегодня имеем возможность читать и изучать то, что писали пророки Ветхого Завета и апостолы Нового.
К счастью, Библия доступна почти любому жителю планеты. Иисус Христос дал повеление Своим по- следователям, чтобы они переводили Слово Божье на разные языки мира и распространяли его даже до концов земли.
Вождю народа израильского Иисусу Навину, которого Бог утвердил после Моисея, Господь дал следующее наставление: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Навина 1, 8).
Иисусу Навину предстояло много работы: нужно было изменить землю, разделить её на большие регионы, причём сделать это не про- сто автоматически, а соразмерить каждый регион с численностью соответствующего израильского рода, устроить города, организовать сис- тему юридического права и так далее. Трудно представить, что столько работы под силу одному человеку. Казалось бы, Иисус Навин должен был спать по пять часов в день, а всё остальное время заниматься делами. Когда уж тут подумать об устройстве своего внутреннего мира. Но обратите внимание, Господь направляет Иисуса именно на заботу о душе через чтение Священного Писания. И результатом такой заботы будет успех в путях и благоразумие в поступках.
Хорошо душе
с нужными знаниями
Вероятно, не всех нас ожидает такое обилие сложных задач, как Иисуса Навина. Но никто не будет возражать, что все мы нуждаемся в том, чтобы поступать благоразумно и иметь успех. Этого желает нам премудрый и любящий Создатель. В Священном Писании Он сохранил для нас самые важные наставления. Не будем же пренебрегать ими.