Любопытно, что многие навыки, которыми мы легко пользуемся в нашей повседневной жизни, перестают работать как только речь заходит о Библии и богословии.
Например, что может быть проще навыка чтения. Мы читаем книги, статьи, объявления, новости, заметки. В подавляющем большинстве случаев мы легко улавливаем общий смысл повествования, отличаем главное от второстепенного, понимаем мысль автора. Конечно, бывают сложные тексты, особенно те, которые посвящены какой-нибудь узкоспециализированной теме. Но в этом случае, мы признаем свое бессилие и не делаем вид, что понимаем.
Все меняется как только в руки попадает Библия. Что-то в голове щелкает и включается режим фрагментарного или лозунгового чтения.
Все христиане знают текст «ибо так возлюбил Бог мир». Мы настолько к нему привыкли, что перестали замечать, что это не начало текста, а его середина. «Ибо» — это «потому что». В любой нормальной ситуации, если человек начнет свою речь со слов «потому что», то его остановят и попросят начать с начала. А вы помните о чем идет речь в стихах до «ибо так возлюбил Бог мир»?
Вот вам задачка со звездочкой. В послании к Римлянам Апостол Павел призывает представить тела в жертву святую. Этот призыв является итогом размышлений, которые он развивает в прошлой главе:
Рим 12:1: «1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,»
Попробуйте разобраться почему «итак представьте тела ваши»? Какая связь этого отрывка с предыдущий главой?
Лозунговый подход проявляется даже в том, что изучении Библии мы называем «разбором». Разбирать на детали, на отдельные составные части можно лишь после того, как понятна картина той или иной книги целиком.
Представим, что мы являемся членами римской церкви две тысячи лет назад. В конце богослужения пресвитер сообщает, что пришло письмо от Апостола Павла. Это всех очень заинтересовало. Павел никогда не был в Риме, но о его служении ходят легенды. После собрания члены церкви остались и пресвитер распечатал большой конверт. Все приготовились слушать. Пресвитер начал:
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию…
Пресвитер замолчал. Все с напряжением ждут продолжения. Но вдруг пресвитер говорит:
— Будем рассуждать о прочитанном отрывке. У кого какие вопросы или мысли возникли по этому стиху? Предлагаю особенно остановиться на словах «апостол» и «избранный».
Как вы думаете, какую реакцию в церкви вызовет такое предложение? А в наших церквах — это норма.
Несколько советов, чтобы изжить в себе привычку к лозунговому чтению:
1. Обращайте внимание на слова связки «ибо», «итак» и так далее.
2. Попробуйте прочитать отрывок в другом переводе. Даже если перевод будет не точным, но он позволит увидеть связь отдельных мыслей между собой.
3. Помните, что автор никогда не перепрыгивает с темы на тему. Он развивает мысль постепенно и логично.
4. Представьте себе, что вы переводчик. Вам нужно перевести библейскую мысль на другой язык, пусть даже на русский. Ваши дети, подростки, молодежь, окружающие неверующие родственники и соседи не понимаю библейский язык, им нужен переводчик. Вы читаете текст, пытаетесь понять мысль автора и затем пересказываете эту мысль своими словами.
Вначале будет очень сложно, но затем произойдет перелом и вы поймете, чем лозунговое чтение отличается от нормального.