Хочу процитировать фрагмент книги, которую я сейчас читаю (Прохоров К. Русский баптизм и православие. М.: ББИ, 2017). В нем речь идет праздновании Пасхи в среде советских баптистов, а также о сходных чертах ее празднования в православной среде.
На мой взгляд, мало кто знает, что в Советском Союзе между православными верующими и баптистами было много общего. Этому и посвящена книга.
Фрагмент суть:
В день Светлого Христова Воскресения многие общины ЕХБ утреннее богослужение начинают очень рано [1], на рассвете, чтобы мысленно проследовать вместе с женами-мироносицами к Гробу Спасителя и узнать там радостную весть о победе жизни над смертью [2]. Праздничное богослужение начинается с троекратного пения православного тропаря «Христос воскрес из мертвых»[3] и троекратного древнего пасхального приветствия: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» [4] Затем поются гимны «Он жив!» [5], «О смерть! где, скажи, твое жало?» [6] и многие другие. Проповедники возвещают о пустом гробе, многократных явлениях воскресшего Спасителя, великой радости учеников, совершенном изменении их жизни. Апостолы уже не боятся смерти, а бесстрашно благовествуют во всех концах земли [7]. Праздничное богослужение длится много дольше обычного. В пасхальное воскресенье и последующие несколько дней на столах у баптистов, так же как и у православных, в изобилии присутствуют крашеные яйца, куличи и т.д. [8] Будучи главным событием церковного года, Светлое Христово Воскресение празднуется русскими баптистами, по меньшей мере, три дня. А сама пасхальная тема присутствует на богослужениях вплоть до Троицы [9].
1. В некоторых местах пасхальное служение в общинах ЕХБ начиналось уже в четыре – шесть часов утра. – Свидетельство бывшего старшего пресвитера по Южному Казахстану П.А. Чумакина (Инт., Кент, Вашингтон, США, 2006).
2. Храпов Н. Дом Божий.
3. СДП, № 473. С. 315; ПВ, № 623. С. 399.
4. См.: Храпов Н. Дом Божий.
5. СДП, № 478. С. 319.
6. СДП, № 482. С. 321-322.
7. См.: Карев А. Воскресение Иисуса Христа, в: БВ. 1966. №2. С. 22-23; Колесников Н.В. помощь проповеднику. Т. 1. С. 174-175, 283, 401-402, 436-437.
8. Для ранних русских баптистов крашение яиц было неприемлемо. См., напр.: Емельянов Г. Рационализм на юге России, в: Отечественные записки. 1878. №3. С. 222. Однако позднее традиция возрождается. По свидетельству историка М.С. Каретниковой (С.-Петербург, Россия, 2004) в братстве ЕХБ не раз пытались искоренить этот обычай «как православный», однако безрезультатно. Даже некоторые служители СЦ ЕХБ упоминают крашеные яйца на Пасху с одобрением. См., напр.: Винс Г. Евангелие в узах. Элкхарт (США): Russian Gospel Ministries, 1991. С. 143.
9. Храпов Н. Дом Божий. И так же, как в РПЦ, следующее воскресенье за Пасхой в общинах ЕХБ нередко именуют «Фоминым», и на богослужении звучат проповеди о явлении воскресшего Христа «неверующему» апостолу Фоме (Ин 20:24-29). Ср.: Красовицкая М. Указ. соч. С. 294-296.
Прохоров К. Русский баптизм и православие. М.: ББИ, 2017. С. 192 — 193.
Да, к сожалению, и по сей день куличи и «крашенки» присутствуют на столах у баптистов.
Какие же вкусные пасхальные булочки…
Если Вы желаете перейти в православие, нет проблем переходите
но зачем Вы за собой тяните остальной народ.
В последнее время все больше информации о православии только к чему все это?
Русский баптизм возник и развивался в условиях, когда господствующей церковью в России была Православная церковь. Солидная часть баптистов состояла (и состоит?) из выходцев из Православной церкви.
На мой взгляд, этот контекст следует учитывать при описании истории русского баптизма. Данная запись один из примеров.
Денис если у Вас желание перейти в православие нет проблем
переходите но зачем Вы тяните за собой народ?
Спасибо за разрешение 🙂
В этом разделе публикуется исключительно историческая информация. Историк должен быть честным.