Прит 19:2 Нехорошо душе без знания…
Душе не хорошо без знания, но еще хуже ей от знания ложного, лукавого.
Апостол Павел наставляет Тимофея, чтобы тот удалялся от подобного:
1Тим 6:20: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания…
Платон в своей книге «Протагор» пишет о проблеме вредного знания, сравнивая его с вредной пищей. Прошло больше 2000 лет, а ничего не поменялось.
– Но чем же питается душа, Сократ?
– Знаниями, разумеется, – сказал я. – Только бы, друг мой, не надул нас софист, выхваляя то, что продает, как те купцы или разносчики, что торгуют телесною пищей. Потому что и сами они не знают, что в развозимых ими товарах полезно, а что вредно для тела, но расхваливают все ради продажи, и покупающие у них этого не знают, разве случится кто-нибудь сведущий в гимнастике или врач. Так же и те, что развозят знания по городам и продают их оптом и в розницу всем желающим, хоть они и выхваляют все, чем торгуют, но, может быть, друг мой, из них некоторые и не знают толком, хорошо ли то, что они продают, или плохо для души; и точно так же не знают и покупающие у них, разве лишь случится кто-нибудь сведущий во врачевании души. Так вот, если ты знаешь, что здесь полезно, а что – нет, тогда тебе не опасно приобретать знания и у Протагора, и у кого бы то ни было другого; если же нет, то смотри, друг мой, как бы не проиграть самого для тебя дорогого. Ведь гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного.
Кстати, в конце диалога Сократ высказывает ту же мысль, которую я на днях прочитал у схиархимандрита Гавриила Бунге в книге «Момент истины». И тот, и другой пишет, что прежде чем поглощать сторонние знания необходимо привить себе вкус и навык к истине. Иначе, невозможно отделить полезное от опасного.
Если вы почувствовали вкус главного, истинного…, потом можете читать что угодно…Потому что ваш рот, ваше нёбо уже различают, подлинно ли это или подделка. Нужно сначала приучить нёбо, обострить вкус, не так ли? А для этого нужны Евангелие…