Римлянам 8:11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
Вчера, когда готовился к разбору, опять столкнулся с этим сложным текстом. В чем сложность? Дело в том, что он сильно выбивается из общей канвы мысли апостола. На первый взгляд этот стих имеет прямое отношение к эсхатологии. Его можно понять так, что в момент восхищения Господь изменит, преобразит наши смертные тела. Но проблема в том, что ни выше, ни ниже по тексту речи о будущем нет. Напротив, Апостол весь отрывок посвящен текущей жизни христианина.
Осмелюсь предложить толкование этого отрывка.
Итак, этот стих расположен в следующем контексте.
Римлянам 8:9-14 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. 10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. 11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. 12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. 14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Сделаем небольшой обзор первых глав послания. В первых трех главах Апостол доказывает, что ни у какого человека нет никаких преимуществ перед Богом, так как все находятся под грехом (Рим. 3:9). Для доказательства этой мысли он берет в качестве иллюстрации два народа: Иудеев и язычников. Несмотря на то, что у Иудеев были существенные преимущества перед язычникам, в конечном итоге все люди оказались в одинаково печальном положении перед Богом.
Даже Авраам ничего не приобрел по плоти, так как единственный способ получить благодать Божью — это вера. В пятой главе Павел утверждает, что именно верой мы получили не только мир с Богом и оправдание перед Ним, но именно верой мы и продолжаем иметь доступ к благодати, благодаря которой стоим.
Возникает резонный вопрос: если мы всё имеем по благодати, то может не стоит обращать внимания на наши грехи и вообще, может наша практическая жизнь не имеет большого значения? Некоторые даже считали, что чем больше мы грешим, тем больше Бог являет Свою благодать.
Павел решительно отвергает эту еретическую мысль. Он призывает христиан избрать жизнь по духу и отвергнуть жизнь по плоти, так как у этих двух путей есть определенный конец, жизнь и смерть, соответственно.
Апостол показывает, что до возрождения (7 глава) человек несмотря на всю свою религиозность был пленником плоти. Его дух (как и дух любого человека) стремится к доброму и понимает, что Божьи законы есть благо (вспомним Тертулианна: душа человека по природе своей христианка), но любые попытки достичь этого добра и блага обречены на провал, так как человек продан греху и является должником плоти.
Такая дихотомия заставляет измучившуюся душу воскликнуть:
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (7:24)
На этот вопрос есть единственный ответ:
благодарение Богу, Который сделал это через Иисуса Христа, нашего Господа! (7:25, НРП)
После возрождения, то есть освобождения от пленившего нас закона греха и смерти, борьба не заканчивается. Плоть и дух остаются врагами. Но меняется распределение сил. Если до возрождения плоть однозначно торжествовала, то теперь христианин имеет силы для победы.
Возвращаемся к изучаемому отрывку.
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (8:9-10)
В синодальном переводе эти стихи звучат так, что можно понять, что у настоящего христианина плоть мертва и не подает никаких признаков жизни. На такую мысль наводит нас наше атеистическое восприятие смерти. Смерть для атеиста — исчезновение, но для религиозного сознания смерть — это разделение. Вспомните, что отец назвал блудного сына мертвым именно потому, что он был вдали от отца, а не потому, чтобы мертв. Поэтому, говоря о смерти духа Писание не имеет ввиду, что дух не существует, а то, что он отделен от Источника жизни, не имеет силы. Также, когда Апостол пишет о мертвости тела для греха имеется ввиду, что теперь наше тело не подчинено греху. Эта мысль хорошо передается в других переводах:
Но если Дух Божий живет в вас, то вы уже находитесь не под властью греховной природы, а под властью Духа. А в ком нет Духа Христа, тот и не принадлежит Ему. (Рим. 8:9, НРП)
Эту же самую мысль Павел напомнит чуть позже еще раз:
Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти (8:12)
То есть, несмотря на полученную свободу были те, кто продолжает жить по указке плоти, которая похожа на лишившегося власти диктатора, который пытается использовать тех, кто еще сомневается в том, что этот диктатор уже не имеет никакой власти и силы.
Но у христианина есть сила побеждать. Что это за сила? А вот она:
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. (Рим. 8:11)
Очень похожую мысль Апостол развивает в послании к Ефесянам:
Ефесянам 1:16-20 Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего … дал вам Духа… к познанию Его, И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали … как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах
Другими словами, та могущественная сила, которая действовала во Христе, которая воскресила Его и посадила на небесах, действует и в тех, кто веруют в Бога. Именно эта сила способно действовать без всякой меры. Именно эта сила оживляет смертное и преображает его в жизнь, дарую способность жить по духу, а не по плоти. Не в будущем, а уже сейчас.
Денис Владимирович спасибо за ваши размышления. Побуждает не унывать в борьбе с грехом.
Аминь!