Рим. 9
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой — для низкого?
Нередко этот текст приводится в качестве доказательства того, что Бог формирует человека либо ко спасению, либо к осуждению без воли самого человека, а лишь по воле самого Бога.
Конечно, контекст самой главы показывает, что это не так. Об этом я довольно подробно как-то писал. Сейчас же хочу указать на другое.
ап. Павел в качестве доказательства приводит хорошо известный для евреев образ — образ горшечника. Об этом же образе почти в тех же словах пишет пророк Иеремия.
Иер. 18
2 Встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
3 И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.
4 И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.
5 И было слово Господне ко мне:
6 Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.
7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8 Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 Но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
Обратите внимание, что сразу после темы о горшечнике Господь говорит, что если Он скажет о ком-то, что Он его погубит, то есть явно выразит Свою волю, но после этого люди покаются и перестанут делать зло, то Бог отлагает зло, то есть меняет Свою волю по отношению к этим людям.
То есть, иллюстрация про горшечника не несет в себе смысл, что глина безвольна.
А можно эту картину о Божией воли в образе горшечника применить к житейским явлениам? Если Бог по нашим грехам и по упроство в пребыванием в них, решит задуманное благословение не послать, а потом если человек покается, может возвротить?
Я знаю что не стоит в Божих путьях копаться, а лишь доверится ему.
Но интересно, надо ли образ про горшечника только в направление спасения понимать?
Да, конечно
Простите за вопрос не по теме: является ли Христос в настоящее время Совершенным Человеком и Богом одновременно? Или сейчас он только Бог?
Да, является и Богом, и человеком сейчас тоже.
Денис, извини, но ни Кальвин, ни его последователи не учат о «безусловном определении к проклятию». Если им такое сказать, они могут сильно нас опровергнуть, вот что пишет по этому поводу Ч.Г.Сперджен:
Беззастенчивые противники учения об избрании и его недалекие друзья сделали из него самое настоящее пугало. Я читал несколько проповедей, сказанных против учения об избрании, и первое, что бросалось в глаза, это то, что авторы не имели никакого представления о предмете своей беседы. Элементарные познания в этой области вынудили бы их поколебаться и проявить неуверенность в своих суждениях, поэтому они предпочел руководствоваться исключительно своим невежеством. Обычно проповедь против учения об избрании составляют так: сначала его превратно излагают, а затем опровергают.
Игорь, Кальвин конкретно пишет об определении Бога к проклятию:
«Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как желает поступить с каждым человеком. Не все люди созданы в равных услових, но Бог предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни». ( Жан Кальвин Наставления в вере (1537) (Филадельфия: Westminster Press, 1949), 36 (СО 22.46))
Я еще сейчас не нашел одну цитату, где Кальвин пишет, что тот кто считает, что если человек говорит, что Бог определил одних ко спасению, а другие погибают из-за себя и Бог тут не причем, тот просто трус. Это почти дословно.
Но и других цитат достаточно:
«Никакого избрания не было бы, если бы оно не противостояло [opposita] отвержению». Бог не может избрать или предпочесть некоторых людей, не отвергнув других: «Определенно существует взаимоотношение между избранием и отвержением, таким образом, избрания… не может быть, если мы не исповедуем тот факт, что Бог отделил [segregasse] определенных людей от остальных по Своему благоволению».
Французский вариант этого отрывка звучит еще яснее: «Бог в избрании отделяет [separe] Своих от остальных, таким образом, Он не может избрать, не избирая одних и не отвергая [rejette] других».
В других отрывках Кальвин утверждал: «Так же как Бог избрал некоторых людей, Он отверг [rejette] всех остальных, кто был неугоден Ему…»
Вот еще цитата:
«…Следуя очевидным положениям Писания, мы говорим, что Бог в своём предвечном и непреложном плане однажды определил, кого Он желал спасти и кого оставить на гибель. Мы говорим, что относительно избранных этот план основан на его милости вне всякой связи с заслугами людей. Напротив, врата жизни закрыты для тех, кого Бог желает предать проклятию».
Спасибо, интересно. Я всегда считал Сперджена популяризатором учения Кальвина.
Если бы объясняли возвышенную истину об избрании так, как о ней говорит Библия, то не смогли бы выдвинуть против нее никаких возражений. Поэтому противники избрания поступают иначе: собирают необдуманные высказывания крайних сторонников избрания и тогда уже без труда показывают их несостоятельность. Они наряжают это учение как пугало, а затем выносят ему смертный приговор! И сколько уже казнили учений об избрании, придуманных ими самими! Никто не верит в такое избрание, каким его представляют спорщики-арминиане. Я думаю, что даже в сумасшедшем доме никто не верит в такое учение об избрании, в которое, по словам арминиан, якобы верим мы. И разве удивительно, что мы изо всех сил отвергаем учения, приписываемые нам нашими оппонентами? Для чего они опровергают то, во что никто и так не верит? Они впустую тратят свои силы. Наши друзья ненавидят учение об избрании, сформулированное ими самими, и в данном случае мы поддерживаем их чувства. Само же учение об избрании, представленное в Библии, мы любим, как собственную жизнь.
А вот и их «официальная позиция» словами того же Сперджена:
«Если кто-то из вас захочет узнать, о чем я проповедую каждый день, или если незнакомец спросит вас, в чем суть его учения, отвечайте: «Он проповедует спасение по благодати и гибель из-за греха. Он воздает всю славу за спасение каждой души Богу, но не признает, что Бог виновен в гибели хотя бы одного человека». Я не могу понять учения, которое возлагает вину за гибель людей на Бога. Моя душа противится такой мысли. Я не могу себе представить, как разум, по крайней мере, христианский разум, может отстаивать такую богохульную идею. Я с радостью проповедую благословенную истину о том, что спасение от Бога от начала до конца, от альфы до омеги. Но когда я проповедую гибель, я говорю, что гибель от человека, а не от Бога, и если вы погибнете, то ваша кровь будет на вашей совести.
По-моему, я ответил на оба вопроса, постарался представить вам библейское обоснование того, как и почему Бог поступает с людьми. Он спасает людей по благодати, а если человек погибает, то сам заслужил это, это его собственная вина.
грешники, если вы погибнете, то не сможете, умыв руки, объявить себя невиновными в собственной крови. Об этом вам говорят совесть и Слово Божие. Никого другого вы не сможете обвинить в своей гибели. Ваша гибель будет самоубийством. Отвергая Христа, вы сами себя приговариваете к смерти, вы презираете благословения и продаете их за чечевичную похлебку удовольствия этого мира. Это учение пронзает мое сердце. И я хотел бы, чтобы оно, подобно обоюдоострому мечу, проникло до разделения «души и духа, составов и мозгов». Если вы погибнете, то сами будете виноваты в этом. Если вы когда-то окажетесь в аду, вина будет лежать на вас. Вы сами собираете дрова для костра и своими руками приковываете себя к столбу, на котором будете сожжены. Но если вы будете спасены, то не по вашим заслугам; вы не можете быть спасены заслугами, спасение возможно только по благодати свободной, Божественной благодати. Вам проповедано Евангелие: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты».
Вот и их толкование текста:
Я не буду пытаться доказать справедливость Бога в избрании одних и оставлении других. Не мое дело оправдывать моего Господина. Он может сказать Сам за Себя, и Он говорит: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Кто скажет своему отцу: «Зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «Зачем ты родила меня?» «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это». Кто ты, чтобы говорить против Бога? Трепещи и поцелуй Его жезл, преклонись и смирись перед Его скипетром. О, человек, не очерняй Его правосудие и не призывай Его к ответу, как судья!
Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Если мы подумаем, кем является Бог по отношению к человеку, то нам станет ясно, что все должно определяться Его волей. Бог царь для человека. И неужели Царь не будет поступать по своей воле? Люди могут создать конституционную монархию, ограничивающую власть царей, и они правильно делают, когда стремятся к ней. Но если бы мы могли найти совершенного человека, то абсолютная монархия была бы в таком случае наилучшей формой правления. В любом случае Бог обладает абсолютной властью. Он никогда не нарушает справедливости, ибо Он есть сама святость и истина, и считает Свою абсолютную власть одной из самых прекрасных жемчужин в Своем венце. «Я Господь, и нет иного». Он никому не дает отчета о Своих делах. На все вопросы дает один ответ: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Бог абсолютный монарх, поэтому Его голос во всем, а тем более в деле спасения, является решающим. Давайте представим себя такую ситуацию. Несколько преступников заключены в тюрьму, и каждый из них осужден на смерть. Их вина одинакова, поэтому, когда утром их поведут на казнь, никто не скажет, что это несправедливо. Если помилование возможно для некоторых преступников, то кто будет принимать решение, неужели преступники? Им ли будет дано право решать вопрос о помиловании? Для них отмена приговора великое снисхождение. Но, предположим, все они отвергли помилование и, услышав предложение быть спасенными, отказались принять прощение. Если в этом случае высшая милость берет верх над их извращенным разумом и волей и решает все равно спасти их, то кому будет принадлежать окончательный выбор? Если выбор предоставить преступникам, то они все вновь выбрали бы смерть вместо жизни, поэтому бессмысленно оставлять последнее слово за ними. Кроме того, это выглядело бы очень странно, если бы вопрос о помиловании решали сами преступники. Нет, конечно же, король определит, кто будет помилован, а кто понесет заслуженное наказание. Тот факт, что Бог является царем, а люди преступниками, требует того, чтобы спасение зависело от воли Бога. И поистине нам лучше предоставить все воле Бога, а не своей воле, потому что Бог намного добрее к нам, чем мы к себе, Он любит человека больше, чем человек себя. Бог есть справедливость, Бог есть любовь, справедливость во всей ее величественности и любовь во всей ее неограниченной силе. Милость и истина встретились и почтили друг друга. И очень хорошо, что власть спасать предана в руки Бога.
Бог избирает людей по Своей воле, избирает тех, кого Ему угодно избрать. И кто дерзнет призвать Его к ответу? «Разве я не властен в своем делать, что хочу?» говорит хозяин виноградника из притчи. Этими словами Иисус отвечает всем недовольным. «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» после этих грозных слов должен замолчать всякий, кто хотел бы подвергнуть сомнению справедливость Бога. У Бога есть право, поскольку мы преступники перед Ним, наказать нас. И, будучи Царем вселенной, Он поступает, конечно, мудро, но всегда исключительно по Своей воле. Его действия всегда оправданы, потому что за ними стоит Его святая воля. Таким образом, Бог избирает по Своей воле.
Да и сам он это не отрицает:
«Сегодня часто будет звучать слово ´кальвинизмª. Но
поймите нас правильно, мы используем его ради краткости. Учение, называемое
кальвинизмом, произошло не от Кальвина. Мы убеждены, что оно берет свое начало от
великого Основателя всех истин. Вероятно, сам Кальвин извлек это учение в основном из
работ Августина. Августин, вне всяких сомнений, с помощью Святого Духа пришел к нему в
результате глубокого изучения трудов апостола Павла, а апостол Павел получил Его через
Святого Духа от Иисуса Христа, великого основателя христианства. Мы используем слово
´кальвинизмª совсем не потому, что Кальвин учил истинам, с которыми мы согласны. Мы
готовы назвать это учение любым другим именем, если бы могли отыскать такое, которое
было бы понятно всем и соответствовало бы сути того, что оно обозначает.
я должен заметить, что очень важно понять
подлинную суть кальвинизма. Против нас выдвигались самые нелепые обвинения, и, боюсь,
их авторами иногда были люди, которые прекрасно знали, что эти обвинения ложные. Да и
сегодня многие наши оппоненты, когда у них кончаются аргументы, делают соломенное
чучело, называют его Жаном Кальвином и выпускают в него свои стрелы. Я не намерен
защищать это чучело, можете стрелять в него сколько угодно или даже сжечь, и если вам так
захочется, то продолжайте опровергать учения, в которые мы никогда не верили и которым
никогда не учили, разоблачайте заблуждения, которые никогда не существовали, разве что в
вашей собственной голове. Сегодня мы заявим о том, каковы наши убеждения на самом
деле, и надеемся, что те, кто не согласен с нами, сделают нам одолжение и не будут больше
распространять о нас нелепые суждения. Если они могут опровергнуть наше учение, то пусть
сначала честно изложат его суть, а потом докажут его ошибочность. Но для чего сначала
представлять людям карикатуру на наши взгляды, а потом высмеивать ее?
Однако чаще нас обвиняют в фатализме. Возможно, есть
кальвинисты, которые являются фаталистами, но кальвинизм и фатализм совершенно разные
понятия. Разве не все христиане придерживаются учения о провидении Божьем? Разве не все
христиане, разве не все верующие в Бога придерживаются учения о Божественном
предвидении? Все возражения, которые выдвигаются против Божественного
предопределения с равным успехом можно выдвинуть против Божественного предузнания.
Мы верим, что Бог предопределил все с самого начала. Но ведь есть разница между
предопределением разумного, мудрого и любящего Бога, и слепыми сторонниками
фатализма, которые говорят: ´Это так, потому что иначе быть не можетª. Между
христианским предопределением и мусульманским фатализмом любой думающий человек
может без труда заметить существенное различие. Мы не отрицаем, что все предопределено
так, что обязательно должно состояться, однако все происходит не потому, что оно просто не
может не произойти, а потому, что так определил Бог, Отец, Чье имя есть любовь. Колесо
провидения вращается со строжайшей точностью, в этом есть и мудрость, и цель. Колесо
исполнено очей, предопределение ведет к самой великой и заветной цели: к славе Бога, а
также ко благу творения.
Находятся люди, которые выдвигают еще одно обвинение против нас: якобы мы
проповедуем богохульное и страшное учение о том, что Бог самодержно и незаслуженно пре
допределяет людей к проклятию. ´О, ñ говорят они, ñ вы учите, что люди прокляты, потому
что Бог сделал их проклятыми, и они отправляются в ад не из-за греха, не из-за неверия, а из-
за какого-то непонятного решения Бога, которым Он определил их судьбуª. Братья, но это ñ
еще одно несправедливое обвинение. Избрание не подразумевает предопределение к
проклятию. Может быть, кто-то верит в безусловное проклятие. Я не собираюсь защищать
этих людей, пусть они попытаются сделать это сами. Я верю в Божье избрание, но я
совершенно открыто заявляю, что если какой-то человек погибает, то погибает он
исключительно из-за своего греха
. И на таких позициях стоят все кальвинистские
проповедники. Я могу отослать вас к нашим вероисповеданиям, и вы увидите, что в каждом
из них четко сказано, что человек погибает из-за греха и что он получает только то наказание, которое он по справедливости заслуживает. Если кто-то прежде несправедливо
обвинял нас в богохульстве по этому вопросу, то больше не делайте этого, потому что мы
также невиновны в этом, как и вы. Я высказываю свои личные убеждения, но уверен, что все
братья поддержат меня. Я знаю, что предопределение Божие касается абсолютно всего, но я
никогда ни с этой кафедры, ни с какой-нибудь другой не обвинял в гибели грешника никого,
кроме самого грешника. Если кто-то погибнет, то сам в этом виноват, если кто-то спасется,
то спасение целиком от Бога. Чтобы еще отчетливее выразить эту важную мысль, я приведу
большую цитату из работы блестящего пресвитерианского богослова: ´Правоверных
методистов учат, что кальвинисты верят, что Бог создал людей для того, чтобы уничтожить
их. Их учат, что кальвинисты верят, будто люди погибают не потому, что они грешат, а
потому, что они не избраны ко спасению. Неудивительно, что методисты, которым привили
такое представление, если и не называют себя арминианами, то уж по крайней мере
объявляют, что они против предопределения.
Но это просто вызывающая ложь. Неизменное учение кальвинизма состоит в том, что
Бог все творит для Своей славы, что Он бесконечно справедливый и милостивый, что если
люди и погибают, то только из-за своих грехов.»
Далее Сперджен продолжает говорить о своей причастности к кальвинизму:
«Говоря о страданиях людей и ангелов в этом мире и в мире грядущем, Вестминстерское вероучение (которое можно считать самым авторитетным современным изложением кальвинизма) неизменно указывает на предшествующий грех как на причину любого наказания. «Что касается тех нечестивых и грешных людей, которых Бог, будучи праведным Судьей ослепляет и ожесточает за предшествующие грехи, то надо сказать, что Бог не только не дает им благодать, которой они могли бы быть просвещены в своем разуме, но иногда также отбирает те дары, которыми они обладали? и предоставляет их власти их же собственной испорченности, предает их собственным похотям, искушениям мира и власти сатаны, в результате чего они ожесточают сами себя, даже находясь под влиянием тех средств благодати, которые Бог использует для смягчения сердец других людей».
Большой катехизис, говоря о неспасенных людях и ангелах, утверждает следующее: «Бог по Своему всевластному могуществу и неисследимой мудрости Своей воли (по которой Он раздает и удерживает Свою благосклонность) прошел мимо и определил на гнев и бесчестие тех, кто заслужил это своими грехами, к похвале славы Своей справедливости» И еще: «Цель Бога в назначении дня суда состоит в том, чтобы явить славу Своей милости в вечном спасении избранных и Своей справедливости в проклятии погибающих, которые суть нечестивы и непокорны». Именно таких взглядов придерживаются методисты и прочие евангельские христиане: если человек погибает, то это является следствием его грехов. И если кто-то спросит, почему в мир был допущен грех, который ведет к вечной гибели, то этот вопрос стоит не только перед кальвинистами, но и перед всеми, кто придерживается иных взглядов. Некальвинисты также обязаны дать ответ на этот вопрос, более того, этот вопрос касается не только христианских богословов. Любой человек, верящий в существование справедливого и всемогущего Бога, тоже должен дать ответ на этот вопрос. Чтобы ни говорили другие богословы по данному вопросу, а кальвинисты дают ответ, суть которого заключается в следующем: Божье провидение распространяется на грехопадение Адама, а также на все остальные грехи людей и ангелов, но в то же время источником греха является исключительно творение, а не Бог, Который, будучи абсолютно святым и праведным, не является и не может являться автором и подстрекателем греха. Едва ли можно еще отчетливее выразить свое мнение по данному вопросу. Если позиция кальвинистов является именно таковой, то можно ли представить себе большую несправедливость, чем обвинение их в том, что они считают, будто люди погибают независимо от их грехов, и что Бог является автором греха? Что говорит сам Кальвин? «Каждая душа после смерти отправляется в то место, которое она уготовала для себя, живя в этом мире».
Нам тяжело слышать обвинения в наш адрес, что мы придерживаемся каких-то убеждений как святой истины, в то время как на самом деле, мы их ненавидим всей душой.
Именно так относятся к кальвинистам, несмотря на все их обоснованные и негодующие протесты. Более всего кальвинисты негодуют против мысли, что безгранично святой, справедливый и любящий Господь может являться автором греха. Но как часто представители некальвинистского богословия приписывают нам это учение!» (конец цитаты).
12 ПРОПОВЕДЕЙ ОБ ИЗБРАНИИ