Статья опубликована в журнале «Гость» №1 (100), 2022
В Священном Писании немало категоричных текстов, в которых нет никаких лазеек. Один из таких текстов находится в Первом послании к Фессалоникийцам: «За все благодарите» (1 Фес. 5:18). Абсолютная категоричность здесь передана словом «всё». Апостол призывает благодарить «за всё». А «за всё» означает именно «за всё», без всяких исключений. Как это реализовать на практике? Нужно ли благодарить за болезни и беды? Если да, то где найти на это силы и какие формы должна принять наша благодарность?
Попробуем разобраться в этом непростом вопросе. Если говорить упрощенно, то существует два вида благодарности.
Начнем с наиболее простого вида: оценочной благодарности. Как понятно из самого названия, эта благодарность основывается на оценке оказанного благодеяния. Молодой человек уступил место в очереди, прохожий подсказал дорогу в незнакомом городе, водитель из соседней полосы притормозил, чтобы пропустить ваш автомобиль, коллеги сделали удачный подарок на день рождения, жена приготовила особо вкусный борщ. Все эти дела мы оцениваем, как нечто приятное или полезное. По нашему мнению, такие поступки достойны благодарности, которую мы и высказываем тем или иным способом.
Такая благодарность носит естественный характер, так как человеку свойственно быть признательным за то или иное оказанное ему доброе дело или полученный подарок.
Словари определяют благодарность как «сложное чувство, возникающее на базе эмоциональной и рациональной оценки происходящего». Ключевое слово «оценка». Итак, если мы оцениваем поступок как положительный, то мы за него благодарны, если оцениваем поступок как отрицательный, то высказываем наше недовольство или даже негодование.
При обращении в христианство человек, который не знает никакой другой благодарности, кроме оценочной, переносит подобные отношения и на отношения с Богом. Он радуется Божьим благодеяниям в своей жизни и благодарит за них. Более опытные друзья из церкви советуют такому христианину развивать внимательность к действованиям Божьим. Такая внимательность позволяет видеть те милости Бога, на которые раньше не обращал внимание. Внимательность позволяет даже простые и привычные явления в своей жизни оценивать иначе и благодарить за них.
Так, Иеремия благодарит Бога среди разрушенного города за то, что «мы не исчезли полностью» (Пл. Иер. 3:22); Давид славит Бога за то, что дивно устроен (Псал. 138:14), а Даниил величает Господа за дарованную мудрость (Дан. 2:23).
Способность видеть милости Божьи в повседневной жизни и среди больших переживаний — воистину великий дар. Но тем не менее, это все еще оценочная благодарность. Мы благодарны тогда, когда можем положительно оценить то или иное событие.
Но апостол Павел пишет о чем-то ином: «За всё благодарите». Даже за то, что я не могу оценить, как положительное. А как же благодарить, если я не понимаю, за что? Из этого тупика есть два выхода. Первый: стараться заставить себя поверить в то, что плохое на самом деле хорошее. До какой-то степени нам это удается, но, если быть честным хотя бы по отношению к самому себе, то нужно признать, что больше половины событий в нашей жизни мы не можем оценить, как положительные.
Мой друг опоздал на самолет. Он приехал в аэропорт заранее, прошел регистрацию, сделал все правильно. Но засиделся в кафе и не учел, что от места кафе до места посадки в самолет весьма приличное расстояние. Когда он добрался, гейт был уже закрыт. Первое, о чем он подумал, что самолет, наверное, не долетит до места назначения. Иначе, в чем был смысл его опоздания? Но самолет благополучно вылетел, благополучно преодолел необходимое расстояние и не менее благополучно приземлился. Мой друг, кстати весьма опытный и многолетний служитель церкви, так и остался в недоумении. Можно ли искренне поблагодарить за это обстоятельство? Если мы знакомы только с оценочной благодарностью, то нет, нельзя.
И таких случаев очень много. За что благодарить, если человек заболел неизлечимой болезнью, или лишился близких, или вынужден спасаться бегством из своего родного дома?
Когда жена Иова побуждала страдающего мужа похулить Бога, то он не пытается убедить ее увидеть что-то доброе и хорошее в потери имущества и детей. Он сам не понимает, что тут может быть хорошего. «Но он сказал ей: «Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов. 2:10).
Обратите внимание, что Иов называет постигшие его события «злыми», но призывает все равно принимать их. Кстати, иногда проповедники говорят, что в конечном итоге все кончилось хорошо, так как Бог подарил Иову других детей. Это крайне странная точка зрения. С ней точно не согласятся те родители, которые потеряли ребенка. Дети, родившиеся позже, конечно, радуют родителей, но не могут заменить потери. Иов знал какой-то иной вид благодарности, не оценочный.
Апостол Иаков тоже знал про такую благодарность. Он пишет нечто странное: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения…» (Иак. 1:2).
С точки зрения оценочной благодарности можно радоваться, когда искушение пройдено и осталось позади, но радоваться, когда искушение приходит — нечто превосходящее здравый смысл.
В Первом послании Петра есть текст, который очень часто цитируют искаженно. Причем, искажение вносит именно наша привычка к оценочной благодарности: «Ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:3).
Обратите внимание, что Петр не пишет: «вы вкусили, как благ Господь», так как мы далеко не всегда можем сказать, как именно Он благ, но: «вы вкусили, что благ Господь». Другими словами, мы не всегда можем оценить благость Господа, но может знать, что Он благ в принципе, по Своей сущности.
Такую благодарность можно назвать благодарностью доверия. Мы не можем оценить, но можем довериться. Присмотримся к следующему тексту: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6).
Если мы живем в пространстве оценочной благодарности, то в этом тексте мы столкнемся с противоречием. В чем противоречие? Если я обращаюсь к Богу с какой-то просьбой, и даже не просто просьбой, а прошением, то это означает, что меня что-то не устраивает в моей жизни. Если я выражаю Богу свои желания, значит, на данный момент эти желания еще не реализованы. Но апостол Павел пишет, чтобы мы не просто открывали эти желания Богу, но открывали их с благодарением. Как это возможно? За что я должен благодарить, если желание еще не исполнилось? В парадигме оценочной благодарности это невозможно. Но зато возможно тому, кому открылся секрет благодарности доверия.
«Господи, я хотел бы выздороветь, но благодарен тебе, что я болею». Другими словами, я не могу оценить, что для меня лучше, но я знаю и верю, что Бог имеет о мне намерения во благо, а не на зло, чтобы дать будущность и надежду (Иер. 29:11). И я успокаиваюсь в этом доверии.
Важно отметить, что благодарность доверия не основывается на идее, что хоть я сейчас болею, то потом обязательно выздоровею и, веря в это, я благодарю Бога. Как бы благодарю авансом. Благодарность доверия вообще не берется рассуждать о том, что лучше, а что хуже. Она просто радуется, что вся наша жизнь в руках Божьих.
Таким образом благодарность — это декларация нашей веры в непреходящую благость Бога!
Остался еще один нюанс, о котором стоит поговорить. Апостол Павел учит благодарить «за всё». В это «всё» входят хорошие дни (мы благодарим за них оценочной благодарностью) и тяжелые дни (в эти дни мы учимся благодарности доверия). Но осталась еще одна область нашей жизни — это наши ошибки и грехи. За них тоже нужно благодарить? Если нет, то значит не за «всё» нужно благодарить.
Моя статья называется «сингулярность благодарности». Под сингулярностью физики понимают такую часть (даже не часть, а точку) пространства, в котором не работают обычные физические законы. В этой точке все перемешивается, а причинно-следственные связи нарушаются. Если представить, что мы оказались в такой точке (а это невозможно), то мы увидим очень странный мир, где время течет в обратную сторону или вообще остановилось, где два плюс два не четыре, где вообще нет никаких цифр! Так вот, благодарность — это такая точка сингулярности, в которой нарушается всякая логика.
Звучит как-то странно. Но давайте рассмотрим два примера для прояснения ситуации.
Первый пример будет из жизни Давида. В пятидесятом псалме он пишет: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Псал. 50:15).
Обратите внимание, какое у Давида милосердное отношение к беззаконникам, какая вера в нечестивого! Давид считает, что их можно научить Божьим путям!
Легко ли учить беззаконика? Если среди читателей есть учители, то они могут рассказать, сколько нервов и терпения нужно для воспитания некоторых подростков, а что говорить про тех, кто пренебрегает нормами человеческой порядочности?
Откуда у Давида столько милосердия? Он не обрушивает на беззаконников свой гнев, он не призывает к их истреблению. Он предлагает себя в качестве их учителя и наставника, чтобы показать путь Божих повелений.
Ответ на этот вопрос прост: в жизни Давида произошел случай тяжелого духовного падения: он полюбил женщину, и чтобы владеть ею, он подстроил убийство одного из лучших своих воинов — Урии. Это был действительно тяжкий грех, достойный смерти, но через время, пройдя большой путь, Давид восстанавливает отношения с Богом. Он пишет несколько псалмов, в том числе и данный, пятидесятый псалом. Давид обрел опыт, которым он хочет поделиться, и он стал понимать тех, кто оказался в подобном положении. Смог бы Давид быть милосердным к нечестивым, если бы сам не прошел этим путем? Маловероятно. В таком случае, можем ли мы сказать: «Слава Богу, что Давид согрешил?» Конечно, нет! Это звучит как кощунство. Богу глубоко неприятен любой грех. Но именно в этих обстоятельствах Бог одарил Давида чем-то очень важным. Бог использовал падение Давида для обогащения Давида. Многие нечестивые и грешники, которых потом Давид научил путям Божьим, сказали: «Как хорошо, что Давид нас понимает и любит!» Получается, это послужило ко благу Давиду, что в его жизни был такой период. Вот такая точка сингулярности!
Предваряя чье-то недоумение, отмечу, я ни в коей мере не имею ввиду, что можно легко относиться к грехам, подразумевая, что Бог используем их для меня во благо. Апостола Павла тоже неверно поняли, когда он изъяснял подобные мысли: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8).
Конечно, мы так не учим. Мы учим, что безмерно мудрый Бог даже наши ошибки и грехи обращает во благо. И мы можем быть благодарны за это.
Однажды в нашу церковь пришел человек, который недавно освободился из тюрьмы — дядя Юра. Он отсидел шестнадцать лет и горько сетовал на то, что большая часть его жизни прошла впустую. Однажды я проповедовал о благодарности. После проповеди дядя Юра подошел ко мне. В его тоне слышалась явное раздражение:
— Я всю молодость провел в тюрьме! Это большое черное пятно в моей жизни. Как я могу быть благодарным за это?
Я ответил, что не знаю и предложил дяде Юре спросить об этом у Бога лично, а не через меня.
Бог ответил довольно быстро. Буквально через несколько дней дядя Юра решил посетить своего товарища, который все еще отбывал наказание в тюрьме. Пока дядя Юра ожидал возможности зайти, его привлекла группа молодых людей, которые о чем-то бурно дискутировали. Молодые люди были явно из «бывших», и дядя Юра решил подойти к ним и рассказать о Христе. Вначале над ним стали смеяться и даже издеваться, но вдруг один (тот, что был постарше) резко осадил компанию:
— Так, все слушаем внимательно этого человека. Он шестнадцатилетний срок отмотал от звонка до звонка! И статья у него не чета вашим!
Парни притихли и внимательно слушали дядю Юру. Когда дядя Юра пересказал мне эту историю, то я спросил его:
— А как бы они отнеслись ко мне, если бы я захотел им рассказать о Христе?
— В лучшем случае они бы тебя просто не стали слушать, — ответил дядя Юра.
После этого дядя Юра стал ездить по всем местам города, где собирались бывшие заключенные. Его прошлое открывало ему любые двери и служило верительной грамотой. Немало людей дядя Юра привел в церковь.
Можно ли поблагодарить Бога за то, что в нашей церкви был человек, который отсидел шестнадцать лет в тюрьме? Звучит необычно, но я уже сказал, что пространство благодарности — это точка, где привычные законы не работают.
Когда-то Александр Мень написал, что с благодарности начинается любовь. Это справедливо и по отношению к людям, но тем более это применимо в отношениях с Богом. Если наше с Ним общение будет основано на благодарности, то несомненно, мы полюбим Его еще больше!
Отличные мысли, слава Богу за вас и ваше служение!
Потрясающе! Денис, ты выразил словами то, что у меня не получалось!
Теперь все пазлы сошлись!
Слава вечному Благому Богу!