Самарин Денис, mail@denis-samarin.ru, www.denis-samarin.ru
Предисловие
Написать эту статью меня побудил следующий, довольно любопытный случай. В небольшой баптисткой церкви, на членском собрании, проходило испытание крещаемых. Одному из молодых людей, изъявивших принять водное крещение, был задан вопрос — спасает ли крещение? Он ответил, что да, спасает. После такого ответа молодого человека отправили доучивать догматику. После членского собрания, в церкви, среди служителей, развернулась дискуссия. Одни отстаивали одну точку зрения, другие — противоположную.
Вообще вопрос — «спасает ли крещение?» — можно сравнить с кнопкой запуска баллистической ракеты. За более чем двадцатилетнюю практику межконфессиональных дискуссий, я убедился, что мало какая другая тема может сравниться с этим вопросом, по способности вызывать жаркие споры. Однозначный ответ на данный вопрос — «да, спасает», или — «нет, не спасает», автоматически помещает отвечающего в разряд отступников и еретиков в глазах того, кто придерживается противоположной позиции.
Конечно, вопрос крещения стоит рассматривать в контексте учения о спасении. Именно сотериологическая концепция, которую исповедует тот или иной христианин, определяет его личную парадигму по отношению к крещению. Но, так как в этой статье не планируется подробное изучение вопросов сотериологии, то попробуем привести аргументы в защиту крещения, так сказать, локально, без тесной связи с другими доктринами учения о спасении.
Тезис: Учение Нового Завета неотделимо связывает водное крещение со спасением человека.
Антитезис: Водное крещение и спасение человека не имеют никакой взаимосвязи.
Аргумент №1 в защиту тезиса. Взаимосвязь водного крещения и спасения очевидна при простом прочтении новозаветных текстов.
Подавляющее большинство руссоязычных христиан читает Библию на русском языке, не имея возможности вникнуть в греческий текст. Синодальный перевод считается (и весьма обоснованно), довольно качественным. По крайней мере, достаточно качественным, чтобы составить у читающего, правильное мнение об основных догматах христианства. Если какая-либо конфессия отступает от ортодоксального вероучения, то проповедникам этой конфессии приходится сильно выкручиваться, чтобы объяснить, каким именно образом, в их богословскую парадигму вписываются те или иные тексты синодального перевода. Самый лучший способ сделать это — использовать в качестве доказательств свои собственные переводы греческих текстов. Логическим завершением этого пути, является создание собственного перевода всего текста Священного Писания. В качестве примера, можно вспомнить Свидетелей Иеговы, которые устали постоянно объяснять простому читателю, что именно имел ввиду Апостол Павел, когда говорил, что «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), и почему эти слова нужно понимать как-то иначе, чем то, что во плоти явился именно Бог. Поэтому, общество Сторожевой Башни издало свой собственный перевод, в котором они исправили неудобные им тексты. Кстати, стоит отметить, что не все тексты они заметили, и даже в их переводе истина о Троице хорошо просматривается.
Разумеется, любой перевод (и Синодальный в том числе), является именно переводом, а следовательно, интерпретацией переводчиков. Настоящий богослов должен знать языки оригинала. Тем не менее, любые глубокие исследования библейских текстов, учитывающие нюансы древних языков, могут лишь вносить коррективы в смысл перевода, а не полностью изменять этот смысл. В противном случае, перевод должен быть признан плохим, непригодным для использования.
В Новом Завете достаточно много тестов, которые явно указывают (по крайней мере, при прочтении этих текстов неспециалистом), на взаимосвязь водного крещения и спасения.
Вот некоторые из них:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа (Деян. 2:38)
Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса (Деян. 22:16)
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа… (1 Петр. 3:21)
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения… (Рим. 6:3-5)
Самым ярким текстом, в котором отражена тесная взаимосвязь между верой, крещением и спасением, является текст из шестнадцатой главы Евангелия от Марка (Мр. 16:16).
Синодальный перевод
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Посмотрим на этот текст в других переводах:
Новый русский перевод
Тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен, а тот, кто не поверит, будет осужден.
Современный перевод РБО
Тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен, а кто не поверит, будет осужден.
Перевод Еп. Кассиана
Уверовавший и крещенный будет спасен, а не поверивший будет осужден.
Зададим два вопроса:
- Согласно текста Мр.16:16 (в любом переводе), какие условия необходимы для спасения?
- Согласно текста Мр.16:16 (в любом переводе), какие условия необходимы для осуждения?
Единственный правильный ответ на эти вопросы только один: согласно данному тексту, для спасения необходимы вера и крещение, а для осуждения достаточно отсутствия веры. Если такой ответ неприемлем, то надо признать, что все данные переводы неудачны и нужно сделать иной.
Возражение №1
В ответ на приведенный аргумент, можно найти следующее возражение: читающий текст Евангелия Мр.16:16, не обязательно должен сделать вывод о равнозначности слов «веровать» и «креститься», так как если отсутствие требования креститься не указано в качестве причины для осуждения, то, следовательно, наличие крещения не является необходимым для получения спасения.
Опровержение
Конечно, с точки зрения логики, этот аргумент не является достаточным или даже хоть немного весомым. Никакого противоречия между тем, что для одного следствия нужны два условия, а для другого — только одно, нет. Например, никого не удивит, если врач скажет, что для исцеления пациента, необходимо наличие хорошего специалиста, и наличие нужного лекарства, а вот для смерти пациента, достаточно только отсутствия лекарства. Если лекарства не будет, то наличие специалиста несущественно. При этом, при наличии лекарства, необходимо и присутствие специалиста, знающего, как это лекарство использовать.
Возражение №2
Второе возражение сводится к тому, что, читающий данные тексты на языке оригинала, то есть на греческом, легко может понять, что крещение не указано в них, как условие к спасению.
Опровержение
Для опровержения данного возражения, обратимся к специалистам греческого языка. Одним из них является Джон Грассмик. К сожалению, я не нашел его трудов на русском языке, поэтому даю оригинальный текст с моим переводом:
A single Greek article governs both substantival participles, linking them together in describing the inward, efficacious reception of the gospel by faith (believing) and the outward, public expression of that faith in water baptism..
Единственный греческий артикль управляет обоими субстантивными причастиями, связывая их вместе, при описании внутреннего, действенного восприятия Евангелия верой (верованием), и внешнего, публичного выражения этой веры в водном крещении.
Грассмик указывает на тесную взаимосвязь между верой и крещением, соединяя воедино эти два действия.
Русскоязычному читателю, возможно, сложно представить значимость артикля и ту роль, которую артикль играет в правильном понимании текста.
Вот как пишет об этом известный автор «Углубленного курса грамматики греческого языка» Даниел Б. Уоллас:
В греческом языке артикль никогда не был бессмысленным…Его свободное использование ведет к точности и изяществу. По крайней мере, мы не можем обращаться с ним легкомысленно, поскольку его наличие или отсутствие, является ключевым фактором в раскрытии значения множества текстов в Новом Завете.
Короче говоря, при формировании нашего понимания мысли и богословия новозаветных авторов, нет более важного аспекта в греческой грамматике, чем артикль.
Подобное мы встречаем в греческом тексте много раз.
Например, Деян. 20:21
διαμαρτυρόμενος Ἰουδαίοις τε καὶ Ἕλλησιν τὴν εἰς θεὸν μετάνοιανκαὶπίστιν εἰς τὸν κύριον ἡμῶν Ἰησοῦν.
Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Апостолы возвещали Иудеям и Еллинам веру и покаяние, то есть две разные идеи? Конечно же нет.
Так как артикль τὴν имеется только перед существительным «μετάνοιαν» (покаяние), то однозначно Лука подразумевает, что спасающая вера (πίστιν), включает в себя покаяние. Покаяние — неотъемлемое проявление веры. Это неразделимые сущности.
Но в Евангелии от Марка 16:16 используются не существительные, а причастия. Относится ли указанное выше правило и к ним тоже? Да, относится. Возьмем для примера стих Мф. 5:6:
μακάριοι οἱ πεινῶντες καὶ διψῶντες τὴν δικαιοσύνην, ὅτι αὐτοὶ χορτασθήσονται
В нем применяется точно такая же конструкция, что и в Мр. 16:16. Перед первым причастием (πεινῶντες), имеется артикль (οἱ), а второе причастие (διψῶντες), соединяется с первым через союз «и» (καί). В русском языке этот стих звучит так: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Конечно, никому и в голову не придет отделить слово «алчущие» от «жаждущие». Оба эти слова сливаются в единое значение — сильно желающие.
При этом Уоллас допускает мысль, что в некоторых условных предложениях, два условия в первой части предложения (та часть предложения, в которой находятся условия, называется протазисом), не имеют одинаковой связи со следствием (та часть предложения, в которой находится следствие, называется аподозисом). В этом случае, первое условие является именно условием, а второе — свидетельством исполнения условия. Таким образом, вера становится условием, а крещение —свидетельством исполнения этого условия. Но даже в этом случае, связь веры и крещения, остается бесспорной и нерушимой.
Возражение №3
Третье возражение лучше всего выразил Александр Гуртаев, в своей статье «Спасает ли крещение».
Другой момент, который нуждается в пояснении с самого начала, касается употребления слов «крестить» (греч. baptizō, βαπτίζω), и «крещение» (греч. baptisma, βάπτισμα; baptismos, βαπτισμός), в Новом Завете. Многие комментаторы Библии предпочитают рассматривать чуть ли не каждый случай появления baptizō в новозаветных посланиях, как упоминание о христианском установлении, знаменующем вхождение человека в христианскую общину, т. е. о водном крещении. Такой подход основывается на взгляде, согласно которому, ко времени написания Нового Завета, группа слов baptizō/ baptisma/baptismos стала использоваться в техническом смысле, для обозначения обряда инициации в христианскую веру.
Однако такая точка зрения вряд ли оправдана в свете употребления слов с этим корнем в самом Новом Завете. Даже не касаясь текстов, о которых пойдет речь в данной статье, можно уверенно сказать, что Писание сообщает о различных видах крещения или, точнее, погружения. Так, новозаветные авторы используют обозначение «крещение»/«погружение» по отношению к ритуальным омовениям (Евр. 6:2; 9:10); к Иоаннову крещению покаяния (Мф. 3:1-2, 11; Деян. 19:4), в том числе крещению Самого Иисуса (Мф. 3:13-17), и крещению, которое преподавали ученики Христа (Мф. 4:17; Иоан. 4:1-2); к крещению страданиями (Марк. 10:32-39; Лук. 12:50); к крещению в Моисея (1 Кор. 10:2); к крещению для мертвых (1 Кор. 15:29); к крещению огнем (Мф. 3:10-12); к духовному крещению (Мф. 3:11; Деян. 1:5)[12].
Вполне очевидно, что многие из вышеперечисленных видов «крещения», не имеют прямой связи с христианским водным крещением, а порой и с водой вообще. Кеннет Боа пишет: «Следует признать, что в Новом Завете упоминается много видов крещения, и, в действительности, большая часть из них имеет метафорическое значение». Следовательно, можно сделать вывод, что слово «крещение» вряд ли стало для библейских авторов техническим термином, обозначающим обряд инициации в христианскую общину. Скорее, каждый случай употребления данного слова следует рассматривать по отдельности, чтобы определить его значение в каждом конкретном контексте. Имея ввиду этот вывод, можно приступить к краткому рассмотрению трудных текстов, упоминающих крещение в контексте обретения спасения.
Опровержение
Неоспоримо, что значение любого слова определяется только в контексте, но сам факт возможности коммуникации между людьми подразумевает, что в подавляющем большинстве случаев, человек способ определить правильное значение слова.
В Новом Завете слово βαπτίζω (в разных вариантах), используется по меньшей мере девяносто раз.
Мф. 3:6 (водное крещение),
Мф. 3:7 (водное крещение), Мф. 3:11 (водное крещение), Мф. 3:11 (крещение Духом Святым), Мф.3:13 (водное крещение), Мф.3:14 (водное крещение), Мф.3:16 (водное крещение), Мф.21:25 (водное крещение), Мф.28:19 (водное крещение), Мк.1:4 (водное крещение), Мк.1:5 (водное крещение), Мк.1:8 (водное крещение), Мк.1:8 (крещение Духом Святым), Мк.1:9 (водное крещение), Мк.6:14 (связано с водным крещением), Мк.6:24 (связанно с водным крещением), Мк.7:4 (ритуальное омовение), Мк.10:38 (неоднозначно), Мк.10:38 (неоднозначно), Мк.10:39 (неоднозначно), Мк.10:39 (неоднозначно), Мк.11:30 (водное крещение), Мк.16:16 (неоднозначно), Лк.3:3 (водное крещение), Лк.3:7 (водное крещение), Лк.3:12 (водное крещение), Лк.3:16 (водное крещение), Лк.3:16 (крещение Духом Святым), Лк.3:21 (водное крещение), Лк. 3:21 (водное крещение), Лк.7:29 (водное крещение), Лк.7:30 (водное крещение), Лк.11:38 (обливание слезами), Лк.12:50 (неоднозначно), Лк. 20:4 (водное крещение), Ин.1:25 (водное крещение), Ин.1:26 (водное крещение), Ин.1:28 (водное крещение), Ин.1:31 (водное крещение), Ин.1:33 (водное крещение), Ин.1:33 (крещение Духом Святым), Ин.3:22 (водное крещение), Ин.3:23 (водное крещение), Ин.3:23 (водное крещение), Ин.3:26 (водное крещение), Ин.4:1 (водное крещение), Ин.4:2 (водное крещение), Ин.10:40 (водное крещение), Деян.1:5 (водное крещение), Деян.1:5 (крещение Духом Святым), Деян.1:22 (водное крещение), Деян.2:38 (водное крещение), Деян.2:41 (водное крещение), Деян.8:12 (водное крещение),Деян.8:13 (водное крещение), Деян.8:16 (водное крещение), Деян.8:36 (водное крещение), Деян.8:38 (водное крещение), Деян.9:18 (водное крещение), Деян.10:37 (водное крещение), Деян.10:47 (водное крещение), Деян.10:48 (водное крещение), Деян .11:16 (водное крещение), Деян.11:16 (крещение Духом Святым), Деян.13:24 (водное крещение), Деян.16:15 (водное крещение), Деян.16:33 (водное крещение), Деян.18:8 (водное крещение), Деян.18:25 (водное крещение), Деян.19:3 (водное крещение), Деян.19:4 (водное крещение), Деян.19:5 (водное крещение), Деян.22:16 (водное крещение), 1Пет.3:21 (неоднозначно), Рим.6:3 (водное крещение), Рим.6:3 (неоднозначно), Рим.6:4 (неоднозначно), 1Кор.1:13 (водное крещение), 1Кор.1:14 (водное крещение), 1Кор.1:15 (водное крещение), 1Кор.1:16 (водное крещение), 1Кор.1:16 (водное крещение), 1Кор.1:17 (водное крещение), 1Кор.10:2 («погружение» в Моисея), 1Кор.12:13 (крещение в Тело Христа), 1Кор.15:29 (неоднозначно), 1Кор.15:29 (неоднозначно), Еф.4:5 (неоднозначно), Евр. 6:2 (неоднозначно), Евр. 9:10 (ритуальное омовение).
В подавляющем большинстве случаев, смысл слова определяется без всяких сомнений, и только в двенадцати случаях смысл неоднозначен. При этом, чаще всего, даже в этих неоднозначных случаях, смысл термина легко уточняется.
Для примера, проведем анализ текста из третьей главы Первого послания апостола Петра.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа… (1 Петр. 3:21)
О каком именно крещении, идет речь в этом отрывке? Приведу два аргумента в защиту того, что в данном отрывке Петр говорит о водном крещении.
Аргумент 1. Выражение «крещение… не плотской нечистоты омытие…». Если в данном тексте речь идет не о водном крещении, то причем здесь омытие плоти? Вполне логичным кажется предположение, что Апостол дистанцируется от понимания крещения как обряда, говоря, что человек погружается в воду не ради омытия плоти, а для гораздо большей цели.
Аргумент 2. Понимание ведущих толкователей.
Ниже приведена таблица, в которой сравниваются мнения разных исследователей Библии. Задачей такого сравнения, является необходимость выяснить, какое именно крещение, по мнению автора толкования, имеется ввиду в 1 Петр. 3:21, вне зависимости от того, какую позицию занимает автор по отношению к роли самого крещения в деле спасения.
| Уильям Баркли | Джон МакАртур | Жан Кальвин | Уильям МакДональд | Мэтью Генри | А. П. Лопухин | Толкование Далласской семинарии | Вероучение ВСЕХБ 1985 (1992) г. | И. В. Каргель |
1 Петр. 3:21 | водное крещение | образное единение со Христом, погружении в Него | водное крещение | водное крещение | водное крещение | водное крещение | водное крещение | водное крещение | водное крещение |
Обратите внимание, что подавляющее большинство, даже протестантских исследователей Библии, считает, что речь в данном тексте идет именно о водном крещении. Разумеется, ни один из этих авторов (в том числе православный А. П. Лопухин), не наделяет сам обряд крещения спасительной функцией.
Возражение №4
Это проблема синодального перевода. Так как синодальный перевод является переводом православной церкви, то в нем сделаны неверные акценты на крещение, которых нет в оригинальном тексте.
Опровержение
Это возражение не выдерживает проверки, которую легко можно осуществить, сверив различные переводы.
Возражение №5
Ключевым текстом для утверждения взаимосвязи крещения и спасения, является текст из Евангелия от Марка 16:16. Этот стих принадлежит, к так называемому, длинному окончанию Евангелия от Марка, которое вызывает сомнения в аутентичности. Уже много столетий ведется дискуссия по поводу того, являются ли стихи с 9 по 16 вставкой другого автора, или их написал сам Евангелист. Следовательно, эти тексты не могут являться основанием для вероучительных выводов.
Опровержение
- Действительно, существует сомнение в аутентичности текста Мр.16:9-16. Но все существующие церкви, даже если сомневаются в авторстве Марка, не сомневаются в богодухновенности этого отрывка.
- Существуют исследования, представляющие весьма аргументированные доводы, в пользу аутентичности этого отрывка. Одной из самых основательных работ по этому поводу, является труд Джеймса Снэпа «The Authenticity of Mark 16:9-20». Русскоязычный анализ этого текста можно найти в статье Бориса Деревенского «Три известных окончания Евангелия от Марка и его неизвестный эпилог».
- Данный текст вполне согласуется с практикой церкви, описанной в книге Деяния Апостолов, поэтому не является единственным аргументом для утверждения взаимосвязи спасения и крещения.
Возражение №6
Действительно, в книге Деяний Апостолов встречается множество свидетельств взаимосвязи крещения и спасения, но необходимо помнить, что эта книга не является вероучительной, она описывает церковь в переходном периоде.
Опровержение
1. Даже если допустить предположение, что книга Деяний Апостолов описывает церковь в переходном периоде, и в тот момент времени действительно существовала связь между крещением и спасением, то одно это уже не дает нам право утверждать, что такой связи не может быть в принципе, или что такая связь является лжеучением.
2. Нет никаких аргументов предположить, что практика и догматика крещения изменилась после Апостолов. Напротив, логично допустить, что церкви, основанные Апостолами, приняли и передали дальше, именно ту практику и догматику, которую они получили от Апостолов (1 Кор. 11:2).
Итог аргумента №1
Таким образом, чтобы разорвать взаимосвязь крещения и спасения, необходимы довольно серьезные объяснения, которые практически недоступны обычному читателю. Если допустить мысль, что истина заключается в том, что крещение никак не связано со спасением, то подавляющее большинство читателей Библии, оказались во власти «ложного» толкования о необходимости крещения для спасения, так как иного вывода из чтения Библии, без специального (и довольно сложного), объяснения, сделать невозможно. При этом, сами эти объяснения не только сложны для понимания, но подразумевают серьезные допущения.
Аргумент №2 в защиту тезиса. Водное крещение неотделимо от веры.
Самым, часто используемым доводом, против идеи о необходимости крещения для спасения является то, что такая позиция противоречит общему контексту евангельской мысли о спасении верой. Сформулируем это возражение.
Возражение №1
Если допустить мысль, что крещение является необходимым условием для спасения, то спасительная формула меняется с «вера=спасение», на «вера + дело (крещение) = спасение». Конечно, такая формулировка вызывает отторжение у любого христианина, исповедующего принцип solo fide.
Опровержение
Тезис о взаимосвязи крещения и спасения, не обязательно приводит к формуле «вера + крещение = спасение». Есть и иное объяснение.
В качестве яркого примера, можно привести мнимый спор между Апостолом Павлом и Апостолом Иаковом. Можно было бы сказать, что Апостол Иаков крайне неосторожно употребил выражение «не делами ли оправдался отец наш Авраам» (Иак. 2:21), в то время, как Апостол Павел утверждал обратное:
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8-9)
Доктор Мартин Лютер, на этом фоне, даже отказывался признавать послание Иакова полезным для христианина. Под давлением определенных обстоятельств, он включил это послание в свой перевод Библии, но назвал его «посланием, полным соломин».
В своем послании, Иаков несколько раз подчеркивает значимость дел. Например:
Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2:14)
Обратите внимание, что Иаков не пишет: «может ли только одна вера спасти его?». Он пишет: «может ли эта вера спасти его». Таким образом, апостол не отделяет веру от дел, не утверждает, что к вере нужно что-то добавить, он утверждает, что та вера, которая была у предполагаемого адресата послания, на самом деле не является верой, а является каким-то суррогатом, который ничем не отличается от «веры» бесов.
Автомобиль без двигателя, можно назвать автомобилем лишь условно. На самом же деле, автомобиль становится автомобилем только тогда, когда все значимые агрегаты находятся на своем месте. Мы же не говорим: «автомобиль и двигатель», или «автомобиль с двигателем». Если мы произносим слово «автомобиль», то мы подразумеваем, что в нем есть двигатель, а если двигатель отсутствует, то мы обязательно подчеркнем это, чтобы не ввести слушателя в заблуждение. То есть, автомобиль — это и кузов, и колеса, и двигатель вместе.
Таким же образом и дело — не есть приложение к вере или плод веры (хотя и такое может быть), но дело и есть вера. Вера— составное понятие. На практике мы только такую веру и встречаем. Допустим, кто-то закричит «пожар». Что произойдет с теми, кто поверит этому крику? Они побегут спасать свою жизнь или как-то иначе отреагируют (но обязательно отреагируют!), на информацию. Если же человек не предпримет никаких действий, то это не означает, что его вера не привела к делу, это означает, что он и не поверил.
Апостол Павел, в послании к Ефесянам, не противопоставляет дела и веру, а подчеркивает, что наше спасение является Божьим даром, а не Божьим воздаянием за наши дела.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8-9)
Обратите внимание, если бы речь шла о том, что спасение не от дел, а от веры, то смысл текста был бы утерян. В этом случае, спасение перестало бы быть даром, независящим от человека. Но данный текст подчеркивает, что спасение не из-за веры, а через веру. Вера — есть способ получения дара Божьего. Можно, конечно, возразить, что и сама вера, тоже является даром Божьим. Но такая конструкция излишне усложняет мысль. Получается, что Бог дает веру, а затем из-за этой веры дает спасение.
Авторы Нового Завета используют максимально приближенные к практической жизни понятия, чтобы объяснить сложные духовные истины. Любой человек понимает, что такое дар. Даритель действует исключительно по своей собственной доброй воле. Любой истинный дар не подразумевает никаких условий. Иначе, это будет уже не дар, а воздаяние (например, за труд), или уловка (например, в рекламе). Поэтому ни вера, ни дела, ни что-либо другое, не могут быть условием, побуждающим Бога. одарить человека спасением. Бог предлагает Свой дар всем, без всяких условий.
В задачу принимающего дар, входит лишь взять этот дар. В обыденной жизни это происходит по разному: иногда за подарком нужно куда-то прийти, иногда что-то подписать, иногда просто распаковать стоящую под елкой коробку. Но дар был подарен не из-за того, что я куда-то пришел, не из-за того, что я что-то подписал и, не из-за того, что я открыл коробку. Все эти действия не являются причиной получения дара, а лишь способом получения дара. Человек поверил, что в коробке есть подарок и распаковал ее, он поверил, что по такому-то адресу можно получить дар и пришел туда. Действующая вера, то есть вера, явленная в делах (или дела веры, неважно) — это не причина спасения, это способ его получения.
С этой позиции становится понятно, что крещение нельзя ни противопоставлять вере, ни отделять от нее.
Возражение №2.
Если крещение является необходимым условием для спасения, то следовательно, каждая евангелизационная проповедь должна содержать в себе призыв к водному крещению. Мы не наблюдаем этого на практике. Кроме того, Апостол Павел пишет, что он призван не крестить, а благовествовать (1 Кор. 1:17).
Опровержение №1
На страницах Нового Завета несложно заметить, что подавляющее большинство евангелизационных проповедей заканчивались крещением.
Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. (Деян. 2:37-38)
Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. (Деян. 8:12)
Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился… (Деян. 9:17-18)
И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом….Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. … И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. (Деян. 10:31, 44, 48)
На страницах Нового Завета есть примеры проповедей, в которых нет призыва к крещению, но это не означает, что не было самого крещения.
Ярким примером такого текста, является повествование об обращении эфиопского вельможи.
Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (Деян. 8:34-37).
Филипп изъяснял истины о Христе. В тексте не указано, что он говорил о крещении, но евнух сделал именно такой вывод — нужно креститься.
Любая евангелизационная проповедь, обращенная к невозрожденному человеку, должна иметь определенную цель. Какую? Очевидно, что эта цель — спасение данного человека. Спасение, как знают все христиане, человек получает по вере. То есть, в идеальном случае, проповедь Евангелия должна привести человека к вере. С этим утверждением хорошо согласуются слова Апостола Павла:
Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14)
Должна ли любая евангелизационная проповедь содержать призыв к крещению? Зададим другой вопрос: к чему должна побуждать любая евангелизационная проповедь? Любой баптистский проповедник ответит: «к вере» или даже «к покаянию», как к следствию веры.
То есть, в стандартной протестантской практике, возрождение — это результат:
- Слушания Слова Божьего.
- Осознания своей греховности.
- Обретения веры.
4. Покаяния перед Богом.
Нас интересует именно четвертый пункт. Каким образом осуществляется покаяние? Чаще всего, это происходит так: во время общего богослужения, желающий покаяться, выходит вперед, склоняет колени и молится, прося у Бога прощения за своих грехи. Иногда такое покаяние происходит не во время общего богослужения, а в присутствии нескольких свидетелей или даже в одиночестве — лично перед Богом, например, дома. Но, в любом случае, это некий акт, некая явно выраженная просьба, молитва к Богу.
Но в Новом Завете мы не находим ничего подобного. Ни в Евангелиях, ни в книге Деяний Апостолов, ни в посланиях нет описания процесса покаяния, подобного тому процессу, который происходит в протестантских церквах.
Призыв «покайтесь» (μετανοήσατε), встречается в Новом Завете много раз, но ни разу не описывается, как именно необходимо каяться, не показан процесс покаяния. В любом случае, покаяние — это некое выраженное действие (молитва или просьба). Вот как характеризует это слово Рождерс:
μετανοησατε — изменять мнение, каяться (см. Мф. 3:2). Данная словоформа призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
Обратите внимание — специфическое действие, дело. То есть, покаяние — это дело.
Покаяние — это не только осознание своей вины, но и просьба о прощении, признание правоты того, перед кем мы каемся. Но вот каким именно образом, эта просьба будет выражена? Даже в человеческих отношениях, проявления покаяния разнообразны. Мы можем попросить прощения словом, письмом, даже жестом.
В Библии имеются примеры разных вариантов покаяния. Например, Христос вспоминает о покаянии Ниневитян. Жители этого города выразили своё покаяние тем, что не ели трое суток и все это время взывали к Богу. А, говоря о Тире и Сидоне, Христос утверждал, что они покаялись бы во вретище и пепле (Лк. 10:13).
В новозаветное время, актом покаяния было крещение. То есть, крещение не следовало за покаянием, а крещение и было покаянием. Это ярко видно при служении Иоанна Крестителя. Люди, желающие избежать будущего гнева, шли креститься, а Иоанн называет это покаянием (Мф. 3:8).
Подобным образом, Павел и Сила, на вопрос темничного стража в Филиппах: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30), отвечают: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (16:31). Каким образом уверовал темничный страж?
И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его. (Деян. 16:32-33)
То есть, актом принятия Евангелия было крещение.
Подобное мы встречаем в других текстах книги Деяний Апостолов:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. (Деян. 2:38)
Сложно представить себе, что Иудеи, слышавшие Петра, вначале становились на колени, потом молились молитвой покаяния, потом заявляли на крещение, потом проходили испытание, а только потом крестились. Крещение для них было «оберткой» покаяния, внешним проявлением внутреннего желания.
Именно такое понимание крещения убирает несогласованность между sola fide и актом крещения.
Кстати, великое поручение, которое Христос оставил Апостолам в Синодальном переводе, звучит так:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; (Мф. 28:19-20а)
Даже в русском переводе видно, что научить народы необходимо при помощи крещения. В других переводах эта мысль передана еще ярче: делайте учениками, крестя…
Новый русский перевод
Поэтому пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками: крестите их во Имя Отца, Сына и Святого Духа
Библейской Лиги ERV
А потому идите и обращайте все народы в Моих последователей, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Cовременный перевод WBTC
А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа
Попробуем заменить вопрос: «спасает ли крещение?», на вопрос: «спасает ли покаяние?». Протестанту на этот вопрос ответить намного легче, так как слово «покаяние» не несет тех негативных коннотаций, которые за столетия обрело слово «крещение».
Итак, спасает ли покаяние? Да, если оно было искренним, — ответит баптист. Но возникает вопрос, а разве не противоречит данное утверждение словам, что для спасения необходима только вера? Разве мы теперь придерживаемся формулы «вера + покаяние = спасение»? Конечно нет. Спасение — только по вере! Но в том-то и дело, что покаяние (если оно искреннее), неотделимо от веры. А если оно неискренне, то оно, разумеется, не спасает. Это даже не покаяние, а просто некий пустой обряд.
Теперь вернем в эту формулу слово «крещение». Если крещение — это и есть покаяние (внешняя форма этого процесса), то все встает на свои места.
Христос учит следующему: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мр. 16:16). Если нет веры, то неважно, было ли крещение — без веры угодить Богу невозможно. Но если есть вера, то будет и крещение, ибо иначе, как проявиться вере?
Опять-таки, если сказать так: «кто будет веровать и покается, тот спасен будет», то вопросов станет меньше и такая формула вполне приемлема?
Итак, если допустить, что для первых христиан, само крещение было актом покаяния, то проблематика вопроса снимается.
Возвращаясь к вопросу: «Является ли заповедь о водном крещении частью Евангелия, Благой Вести, которая «…есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1:16)? Должна ли каждая евангелизационная проповедь содержать в себе призыв в водному крещению?»
Я бы ответил «да». Конечно, не любая проповедь в частных случаях, но любая евангелизация должна привести к крещению.
Возражение №3
Если проповедовать, что крещение необходимо для спасения, то мы можем подтолкнуть верующих к обрядовости. Они будут больше уповать на форму, чем на содержание.
Опровержение
Данное переживание, действительно, небеспочвенно. Человеку легче основывать свое общение с Богом на формальных действиях. Такая тенденция должна быть предметом переживаний пастырей и проповедников церквей. Но наличие опасности не говорит о том, что сама идея обряда противоречит Евангелию.
Любой обряд может пройти через три стадии и, в результате, любой обряд может измениться внутренне, сохранив при этом форму.
Те самые отрицательные коннотации, которые приобрело слово «крещение», и о которых мы уже упоминали, возникли не случайно. Мы встречаем огромное количество крещений, которые не являются актом покаяния, не движимы верою. Такое крещение, не является крещением. Это обычное омытие тела, некий пустой обряд, который не приносит пользы человеку (хотел бы написать, что не приносит и вреда, но это не так — вред от такого пустого обряда в том, что человек обманут, он-то думает, что у него все в порядке).
Но подобная проблема специфична не только для крещения. Точно такой же процесс происходил и с любыми другими формами покаяния. В лютеранских церквах конфирмация превратилась в обряд, да и во многих баптистских общинах публичное покаяние тоже, не более, чем привычный обряд, особенно на больших общениях.
Возражение №4
Если бы крещение было необходимым условием для спасения, то Апостолы обязательно бы крестили уверовавших. Но мы встречаем следующие высказывания Апостола Павла:
Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 1 Кор. 1:17
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия… 1 Кор. 1:14
Другими словами, Апостол явно, проповедуя Евангелие, не ставил своей целью крестить обращенных.
Опровержение
Действительно, между обращением и крещением, в некоторых случаях, проходило достаточно много времени. Такая практика сохраняется и в наши дни.
Почему так получилось? Что изменилось?
Изменились крещаемые. Иудеи не были еретиками или идолопоклонниками. Они верили в истинного Бога. Признавая Христа Спасителем, осознавая свою греховность, они принимали крещение. К этой категории людей относился и евнух, который посещал Храм и читал книгу пророка Исаии.
Совсем другой оборот приняло дело, когда Евангелие достигло язычников. Язычникам недостаточно было осознания своей греховности и покаяния. Чтобы заключить завет с Богом, им необходимо было этого Бога узнать и отречься от иных богов. На это требовалось время.
Важная мысль! Процесс обращения язычников, в отличии от Иудеев, занимал определенное время. То есть, процесс знакомства язычника с истинным Богом, был частью его обращения, которое заканчивалось крещением. То есть, крещение у язычников, было завершением его катехизации, печатью его согласия с путем Божьим. Не просто символом или образом, но точкой, концом покаяния. Таким образом, у язычников, покаяние и крещение — это тоже один акт, только имеющий определенную протяженность во времени.
Аналогию этого процесса можно увидеть в Ветхом Завете, на примере веры Авраама.
В книге Бытие сказано, что вера Авраама вменилась ему в праведность тогда, когда он поверил Богу, а Иаков пишет, что это слово исполнилось тогда, когда Авраам принес Исаака в жертву.
И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Быт. 15:5-6
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Иак. 2:21-23
Объясняется это «противоречие» именно тем, что вера Авраама, его процесс, и доказательства этого уверования — не два разных процесса, а один процесс, имеющий начало и конец. Так и покаяние, и крещение, в настоящее время — это один процесс.
Аргумент №3 в защиту тезиса. Если допустить истину антитезиса, то крещение становится формальным обрядом.
Если крещение никак не связано со спасением, то возникает вопрос целесообразности исполнения этого обряда. Критикуя православных и католиков в том, что их служение наполнено ненужными обрядами, мы (протестанты), идем по этому же пути, заявляя, что крещение очень важно, но не объясняя, почему оно важно.
Это довольно важная сторона вопроса. Зачем принимать крещение, если этот обряд никаким образом не связан с сотериологией? По мнению Александра Гуртаева — «водное крещение имеет важное значение для жизни христианской общины. Будучи заповедью Самого Господа, оно требует послушания со стороны каждого верующего в обстоятельствах, не создающих препятствий его совершению».
Согласно этому мнению, в лучшем случае, крещение есть лишь способ вхождения в поместную церковь.
Аргумент №4 в защиту тезиса. Церковь на протяжении всей своей истории исповедовала взаимосвязь крещения и спасения.
Если вывести крещение из спасительной формулы, то такое понимание крещения,будет противоречить и древним символам веры, и учению Отцов Церкви, и некоторым баптистским вероучениям.
НИКЕО-ЦАРЬГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Фома Аквинский
то, без чего люди не могут получить спасение, является для них обязательным. Затем, очевидно, что никто не может получить спасение иначе, как только через посредство Христа, согласно сказанному апостолом: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5, 18). Но крещение сообщается человеку ради того, чтобы он, возродившись, мог облечься в Христа и стать Его членом, в связи с чем читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Отсюда понятно, что креститься обязаны все и что без крещения человеческое спасение невозможно.
1906 — ВЕРОУЧЕНИЕ Ф . П. ПАВЛОВА
Мы веруем, что Бог утвердил благодатные средства, которыми Он привлекает к Себе грешников и усвояет им спасение, приобретенное Христом. Относительно их Бог установил определенный порядок, который не может быть изменен нами без нарушения Божественной воли (Ин.8.31; Ин.14.21,23; Мф.28.20; Кол.2.5).
Средства эти следующие:
а) Слово Божие (Мк.16.15; Деян. 2:14; Деян. 8:5; Деян. 8:35; Деян. 16:13; Деян.16:32; Деян.10:34-44; 18.4,5); обращенные через Него действием Святого Духа присоединяются к Церкви Христовой чрез
б) крещение (Мк.16:16; Деян.2:41; 8:12,37,38; 16:15,33; 10:48), и члены этой Церкви совершают в ней
в) святую Вечерю (Деян.2:41-42; Деян.20:7) для возвещения смерти Христовой и для теснейшего общения с Ним (Ин.6:56). В св. Вечере в то же время
г) общение святых находит свое высочайшее выражение (1Кор.10:17).
д) молитва есть душа всех этих средств (Лк.3:21; Деян. 22:16) и благодатного состояния вообще (Деян. 2:21; Рим.10:11-14), она начинается с первого момента новой жизни (Деян. 9:6; Деян. 9:11) и никогда уже не прекращается.
Хороший анализ баптистских взглядов на вопрос крещения, был сделан Сергеем Санниковым, в статье «Инструментальная интерпретация крещения, как благодатного средства в баптисткой традиции»
Настойчивое подчеркивание метафорического и символического значения крещения не было характерным для первого поколения баптистов, появившихся в самом начале XVII в. Как показал Стенли Фовлер (и другие авторы), инициатор баптистского движения Джон Смит и его последователи, в 1608–1611 гг. говорили о крещении, используя язык фактического присутствия Христа и реального единения с Ним, и только позже, под влиянием многих исторических обстоятельств происходит некоторое богословское отстранение акта водного крещения от духовных процессов. Джон Смит пишет о крещении: «Водное крещение ведет нас ко Христу, к его святому присутствию во славе и величии». В этом выражении совершенно ясно видна инструментальная сила крещения. Оно совершает нечто – ведет крещаемого в присутствие Христа. А в Баптистском катехизисе 1689 г. объясняется, что крещение, наряду со Словом, Вечерей и молитвой передает верующим «преимущества (или пользу) искупления» (benefits of Redemption).
Классическая баптистская доктрина указывает на водное крещение, как на одно из средств благодати. Исповедание веры христиан-баптистов 1906 г. (В. Г. Павлова) целый раздел (VI),посвящает благодатным средствам и их порядку, заявляя, что это не обычные человеческие установления, а именно утверждения Бога и их порядок неизменен. Первым из благодатных средств спасения является Слово Божие, а вторым – крещение. Об этом же пишется в Кратком вероучении христиан евангельского исповедания, составленного М. П. Фризеном и фигурирующее в деле Е. Гросицкой в Киеве в 1903 г. Это вероучение, находящееся в сильной зависимости от онкеновского исповедания веры, в 1908 г. было предложено И. С. Прохановым Одесскому съезду евангельских христиан 1908 г. и издано в 1909 г. Севастопольской общиной. Это указывает, что оно, очевидно, удовлетворяло не только баптистов, но и евангельских христиан, несмотря на то, что ни в Исповедании веры Проханова, ни в аналогичном исповедании Каргеля, нет упоминаний про благодатное действие крещения. Краткое вероучение заявляет, что: «Средства благодати, установленные Св. Писанием и которыми Дух Св. действует,– в силу искупительной жертвы Христовой,– в деле обращения и освящения суть: Слово Божие (проповедь) при обращении; Слово Божие, Св. Крещение и Св. Вечеря Господня для верующих в общении Церкви Христовой. Молитва нераздельна со всеми этими благодатными средствами и со всеми проявлениями духовной жизни христианина и Церкви». В этом тексте совершенно ясно видно разделение средств благодати на два класса: 1) средство спасающей благодати – Слово Божие, под которой понимается проповедь, воздействующая на сердце слушающего и 2) средство укрепляющей благодати, среди которых, на первом месте стоит крещение.
Таким образом, мы видим, что исторически, баптистское учение вполне успешно вмещало в себя взаимосвязь крещения и спасения.
Мнение Жана Кальвина
Однако или крещение – пустое действо, лишенное всякой силы и благодати, или же вся его действенность заимствована от Святого Духа. В крещении мы омываемся от грехов, и Павел учит, что это омовение – дело Святого Духа.
Заключение
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что учение Иисуса Христа непосредственно связывает водное крещение и спасение. Эта связь никак не нарушает основной евангельский принцип о спасении по благодати через веру, а, напротив, полнее раскрывает его.
А как же разбойник на кресте?
По моему мнению «подобное сему образу крещение» относится к крещению Иисуса Христа как образу данному нам. Крещению, которым Он должен был креститься, то есть крещению в смерть. Такое крещение — «не плотской нечистоты омытие» — спасает, вне всякого сомнения. Подтверждение — «претерпевший же до конца спасётся». Про времена Ноя Пётр написал не как образ крещения , а как описание действия Святого Духа , «которым Он сойдя проповедовал»
Возражение №1 на первый аргумент очень нелогичен.
В словах «кто уверует и крестится» не нужно разделять вверу и крещение как отдельные сущности. Возьмем пример так же связанный с медициной. Если сказать «кто поверит и примет вакцину не умрет, а кто не поверит, погибнет», то это не будет означать, что в этих словах спасительным является вера. Нет, именно вакцинна предпологает спасение а не ментальное состояние человека. Хотя я в вакцины не верю, и не умер ).
Спасает именно крещение, о чем Библия говорит прямо. Но не все в это верят. Вот и весь ответ.
Когда человек крестится в Христа, он одевается в Христа. А как мы знаем, спасет Христос. Кто в Христе, т.е. крещен в Христа, тот новове творение, а не тот кто верит, что он новое творение, потому что верит.
Учение о том что крещение спасает самое логично и объясняет многое в Новом Завете. Даже фраза «через веру» в Эф 2 говорит о крщении если читать этот отрывок с первого стиха на греческом.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8-9)
Этот стих нельзя рассматривать отдельно от контекста. А в контексте говорится о воскресении и вознесении с Христом.
Кроме того, синодальный первод не доносит того смысла который вложил в них Павел. Фразы «воскресил с Ним» и «посадил с Ним на небесах» на греческом звучат иначе. Исли перводить дословно то получится «совоскресил Им» и «сопосодил в небесном в Нем». Олтчительная особенность этих фраз на греческом в присутствии приставки συν котороя переводится как «со» (совоскесил, сопосадил). В Рим 6, когда Павел говорит о воскресении с Христом в крещении, используется то же слово «совоскресил». Читать только нужно на греческом. Павел использует в Рим 6 приставку συν в словах «умерли с Ним» и «воскресли с Ним»(совоскресли). И не у кого не возникает сомнения, что умерли и воскресли в Рим 6 именно в крещении.
И как я уже писал в другом комментарии вера не спасает сама по себе, спасает воскресение Иисуса Христа, о чем говорит Петр. А соединение в воскресении происходит в крещении. Мы же должны просто в это верить.
Рим. 6:8-9
Если же мы умерли со Христом, то ВЕРУЕМ, что и жить будем с Ним,
ЗНАЯ, что Христос, ВОСКРЕСНУВ из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
Рим. 6:11:
Так и вы ПОЧИТАЙТЕ себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.