9 Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1 Тим. 2, Синодальный)
В прошлой статье мы определились с тем, что под словом «женщина» в данном отрывке усматривается именно женщина в общем смысле, а не Ева или Мария.
Но, разумеется, больше всего переживаний возникает в вопросе «от чего же именно она спасется».
Сделаем анализ имеющихся мнений, подобно тому, как мы делали анализ в прошлой статье.
Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Тимофею
2:15 «спасется». Вероятно, это не означает буквально: «будет спасена». Павел использует слово, означающее «избавление от греха», и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха.
Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Тимофею
В данном контексте слово «спасется» лучше перевести как «сохранится». Греческое слово может также означать «избавлять», «хранить в безопасности», «исцелять» или «освобождать». Оно встречается в Новом Завете несколько раз вне связи с духовным спасением (ср. Мф. 8:25; 9:21, 22; 24:22; 27:40, 42, 49; 2Тим. 4:18). Павел не утверждает, что женщины получат вечное спасение от грехов через рождение детей или что они утвердят свое спасение, имея детей. Оба эти утверждения противоречат новозаветному учению о спасении по благодати через веру (Рим. 3:19, 20), и о вечном спасении (Рим. 8:31‑39). Павел учит, что, хотя женщина и несет пятно, послужив причиной впадения человечества в грех, женщины через чадородие могут быть избавлены или освобождены от этого пятна, воспитав поколение благочестивых детей (ср. 5:10).
Комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею 2 глава
Из всех толкований этого стиха наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее. Прежде всего, спасение здесь относится не к спасению ее души, а к спасению ее положения в церкви.
Толковая Библия Лопухина
В «чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: «если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении «чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.
Иоанн Златоуст
Немного трудно понять витиеватую речь древнего учителя церкви, но если сделать выжимку из его объяснений, то, скорее всего, речь идет о вечном спасении.
Мнение православной церкви (архимандрит Ианнуарий Ивлиев)
Разумеется, смысл высказывания не в том, что «чадородие» является для женщины необходимым условием спасения. Это был бы абсолютно нехристианский взгляд на природу спасения
…насколько жена держится веры, для нее путь к спасению открыт так же широко, как и для мужа. Речь идет, разумеется, о верующих христианках. Таким образом, деторождение следует понимать не как средство спасения или путь спасения, но как некое событие, сквозь которое для женщины проходит путь к спасению…
Павел Бегичев
Поэтому ап. Павел всего-навсего сообщает нам, что через чадородие женщина СПАСЕТСЯ ОТ ИСКУШЕНИЯ ВЛАСТВОВАТЬ над мужчиной.
Алексей Прокопенко
Алексей считает, что речь идет именно о спасении вечном от грехом, но это относится не к женщине в частом случае, к Еве и ко всем женщинам в целом. Спасение через Иисуса Христа.
Итак, мы видим, что есть два мнения:
- Речь идет о спасении вечном, от грехов.
- Речь идет о спасении женщины в этой жизни. Спасение от искушений властвовать над мужем, восстановления положения женщины, утверждение её истинного служения в церкви.
Давайте немного сместим акцент. Оба эти мнения объединяет то, что женщина будет действительно спасена. Оба мнения утверждают, что чадородие — важнейшая составляющая жизни женщины. Ни одно из мнений не утверждает то, что чадородие неважно. Слушая голоса сегодняшних «апологетов» складывается впечатление, что если чадородие не определяет вечного спасения, то значит можно не обращать на него внимания. Но, допустим, мы не можем точно определить, что именно имел ввиду Павел, когда говорил, что женщина спасется через чадородие, но мы можем точно определить, что он это говорил, а значит это важно. Еще раз: не важно, какое из мнений верно, важно, что для женщины очень нужно чадородие. Оно не просто помогает ей, оно её спасает (не важно от чего).
Даже если предположить, что из всех вышеприведенных мнений истинно мнение Павла Бегичева, а он утверждает, что в данном тексте вообще не сказано о многом, но сказано лишь о том, что чадородие спасает женщину от искушения властвовать над мужем, то разве одно это уже не достаточный аргумент, чтобы превознести чадородие на должную высоту? Сколько бы бед мы избежали, если бы женщины спаслись от искушения властвовать над мужем!
То что сейчас мы наблюдаем в либеральном богословии не что иное, как отрицание одного, за счет доказательства ложности другого. Допустим, врач прописал некое лекарство. Кто-то сказал (не врач), что эти лекарства спасут жизнь, но потом оказалось, что это неправда, а эти лекарства нужно лишь для того, чтобы жизнь была полноценной. Разве это меняет отношение к лекарству? Стоит ли бросить принимать его только на основании того, что без него ты все равно не умрешь, но проведешь в инвалидной коляске?
Итак, мы можем сделать вывод, что данный стих в любом случае утверждает важность чадородия для женщины.
Есть еще одно соображение. Дело в том, что эти два мнения легко объединяются, если принять спасение не как единовременный акт в прошлом (при возрождении), а как процесс всей жизни. Это большая тема, требующая отдельного изъяснения. Но в общих чертах опишем её здесь.
Спасение — это сам Христос. Даже не путь к Нему, а именно Он Сам. Таким образом, путь спасения, можно сказать, является путем преображения человека из образа телесного Адама в образ небесного Христа. Совершает это преображение (то есть, наше спасение) в течение всей нашей жизни Бог, ибо мы не знаем ни средств, ни пути. Как об этом сказано в 1 Тим. 5:23-24:
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит [сие].
От человека же, который тоже принимает участие в своей спасении («совершайте спасение»), требуется смирение, выраженное в послушании Его воле и заповедям. В этом плане очень уместно вспомнить, что слово грех означает не только прямое нарушение какого-нибудь закона, но и любое действие, которое не способствует достижению цели. Проиллюстрируем это примером. Допустим, студент, которому завтра сдавать химию, весь вечер учил математику. Делал ли он что-то плохое («грех»)? Да, но не потому, что математика плоха, а потому что она не химия.
Любое действие человека на земле или способствует его преображению во Христа, тогда является путем спасения, либо нет, тогда является грехом именно в этом смысле слова.
Бог больше всего переживает о том, чтобы мы достигли вечного спасения, поэтому устраивает обстоятельства нашей жизни таким образом, чтобы достигать в нас нужного для этого спасения результата.
Именно таким образом можно объединить добрые дела и спасение. Добрые дела являются не только следствием нашего нового состояния, но и средством, через которые Бог достигает в нас нужного плода. Единственный способ правильных взаимоотношений с Богом это вера. Именно через неё мы получаем спасение и благодать. Но как обрести веру, и главное, как возрасти в ней, как не через послушание слову Божьему? А это послушание и есть добродетель.
Вообще, очень трудно разделить путь спасения для христианина от его земного пути. Вот, например, взаимоотношения одного человека с другим — это дело его земной жизни или дело его спасения? Казалось бы, только земной жизни. Ну, ссорюсь я с кем-то, ну испортил отношения, ну такой у меня характер. Ничего, переживу как-нибудь один. В мире много людей, буду знакомиться все время с новыми. Так и жизнь пройдет. Но ведь на вечное спасение это не влияет. Или влияет? «…Вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20-21). Поэтому Бог и ведет нас так, чтобы избавить от всех плодов плоти.
У каждого человека свой путь. Но есть нечто общее для всех. Когда Адам и Ева согрешили, то Бог определил для них наказание. Это наказание Бог выбрал не случайно. В отличие от человеческого наказания, основная задача Божьего наказания это исправление, спасение. Поэтому Бог и предназначил человеку то, что послужит к его исправлению. Сказано: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня» (Евр. 12:5). Что это за наказание? Для Адама — тяжелая работа, а для Евы — тяжелое бремя рождения детей. Именно эти средства являются теми помощниками, которые восстанавливают мужчину как мужчину, а женщину как женщину в этой жизни (вот что превращается мужчина, если не работает, и во что превращается женщина, если уклоняется от деторождения!), так и помощниками для воспитания терпения, смирения, любви и веры, то есть духовных плодов в мужчинах и женщинах соответственно.
Важно отменить, что для женщины должно быть ценно именно чадородие. Сейчас не будем говорить о том, в каких случаях можно воздерживаться от рождения детей, а в каких нет. В любом случае, воздержание от рождение детей должны быть именно исключением, вызванным исключительными обстоятельствами, а не правилом, которое применяется при любом даже малозначительном поводе. Кстати, слово «чадородие» означает именно деторождение, а не их воспитание. Конечно, детей нужно воспитывать и воспитывать нужно правильно, но некоторые толкователи пытаются склонить нас на то, что в данном тексте идет речь о воспитании детей. О воспитании детей идет речь в других текстах, в этом тексте идет речь именно о рождении.
Мужчина должен работать, а женщина должна быть матерью! Ленивый мужчина перестает быть мужчиной, а женщина, не желающая иметь детей, перестает быть женщиной.
К сожалению, образ этого мира внушает нам другое мировозрение. Мужчины должны отдыхать и расслабляться, а женщины — быть кокетливыми и заниматься «шопингом».