В предыдущих двух сообщения мы обсудили два навыка, которыми каждый человек вполне естественно пользуется в обычной жизни, но не применяет при чтении Библии. Сегодня поговорим о третьем подобном навыке. В обычной жизни любой человек даже на уровне подсознания понимает, что значение слова зависит от контекста. Поэтому мы очень редко путаемся и легко определяем в каком именно значении собеседник употребляет то или иное слово.
И уж тем более, никому в голову не приходит нагружать какое-то слово смыслом из другого контекста. При чтении Библии такое происходит сплошь и рядом.
Недавно слышал проповедь брата, в котором он толковал притчу о женщине, которая бросила в тесто закваску в том плане, что наш мир заквашен грехом.
От Луки 13:20-21 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Проповедника не смутило даже то, что Христос весьма определенно указал, что закваска в данной причте — это Царство Божье. Его возражение строилось на том, что в других текстах закваска сравнивается с грехом.
Остается только догадываться откуда появилась этот странный метод толкования. Возможно, это связано с желанием находить в сакральных текстах какие-то скрытые смыслы и тайные знания.
Авторы библейских текстов нередко использовали одни и те же слова для описания самых разных, даже противоположных идей.
Например, слово “молоко”. Сразу в нескольких текста Нового Завета молоко сравнивается с духовной пищей, но сравнивается по-разному.
В 1 Петр. 2:2 — это положительное сравнение. Христиане должны любить Слово Божье как дети любят молоко. А вот в Евр. 5:13 точно такое же сравнение (грудные дети любят молоко) — уже отрицательное: всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец (Евреям 5:13).
В комментариях к предыдущему сообщению привели хороший пример, что иногда лев используется как описание сатаны, а иногда Христа.
Следующая ступень этой же самой проблемы касается не слов, а отрывков. Каждый отрывок Священного Писания можно сравнить с кирпичиком. Из множества таких кирпичиков автор той или иной книги складывает дом.
Совершенно неправильно было бы взять один кирпичик из послания к Ефесянам, другой из послания к Евреям, третий из послания Иакова и из этих кирпичей сложить то строение, которое хочется. Да, каждый отдельный элемент этого строения будет библейским кирпичом, но вместе они представляют не библейское строение.
Ярким примером является заключительный отрывок из восьмой главы послания к Римлянам:
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. 35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36 «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». 37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
Смысл этого отдельного отрывка заключается в том, что христианин может иметь абсолютную уверенность в своей вечной безопастности. С ним Бог, а это уже большинство. Никто не может отлучить христианина от Бога. Замечательные слова! Очень нужные всем нам для утешения и укрепления веры.
Это мощный и надежный кирпич! Но его нельзя использовать отдельно. Он — составная часть той мысли, которую развивает Апостол Павел в послании к Римлянам.
Этот отрывок является обетование тем христианам, которые не опустили руки в борьбе со грехом, но которые готовы идти за Богом.
Апостол обращается к тем, кто получил освобождение от закона греха и смерти и призывает их не оставаться во грехе и не потакать плоти, иначе их ждет духовная смерть. Он убеждает христиан умерщвлять дела плоти и быть послушными Богу. В этом случае, Бог окажет им любую помощь в этой духовной борьбе. Бог будет за нас, а если Бог за нас, то кто против нас? Если Бог за меня, то я могу быть абсолютно уверен в своей вечной безопасности.