Несколько лет назад я уже был в Яффе. Но тогда это было моё первое посещение Израиля, поэтому первые впечатления от того факта, что я нахожусь в этой стране затмили впечатления от самих достопримечательностей. Поэтому я очень обрадовался, что мы посетим этот древнейший город еще раз.
В Библии Яффа названа Иоппией. Это один из самых древних городов мира, в которых непрерывно жили люди (первое место в этом списке — Дамаск, а последнее — Афины). Никто точно не знает откуда произошло название этого города. Одни называют его Яффо, в честь библейского Яфета, сына праведника Ноя; другие — Яффа, воплощая легенду о жене древнего царя Кассиопее (ласкательно Иоффа), а третьи, особо лукаво не мудрствуя, просто Яффа (с ударением на последнем слоге), что в переводе с иврита значит «прекрасная».
Именно сюда царь Тирский Хирам пригонял плоты ливанских кедров для строительства Храма Соломона (2 Пар 2:16)
Именно из Яффы пророк Иона отправился в Фарсис.
Именно в Иоппии жила добродетельная Тавифа.
Именно здесь Петр гостил у своего друга Симона, когда ему было видение.
Первое письменное упоминание о городе встречается в египетских хрониках XV века до н. э., где Яффа фигурирует в списке захваченных фараоном Тутмосом III городов.
При римлянах, несмотря на постоянную смену правителей (Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Клеопатра, Октавиан Август, Ирод Великий), город развивается и процветает. Однако попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привела к тому, что Яффа была разрушена. Правда уже в скором времени Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название Флавия Иоппа.
В 636 году Яффу захватывают арабы, и с этого времени она теряет своё значение как крепость и центр торговли. И только порт продолжает функционировать, хотя и он постепенно пустеет, оставаясь лишь главным пунктом прибытия в Святую Землю паломников — иудеев и христиан.
Положение коренным образом меняется с приходом крестоносцев в 1100 году. Иудеи и мусульмане изгоняются из Яффы. Город становится столицей Графства Яффы и Аскалона, начинается бурное строительство. Яффский порт становится основным пунктом снабжения «Христова воинства». Сюда прибывают подкрепления и паломники-христиане. В 1187 войска Салах-ад-Дина под командованием Ал-Малик ал-Адил захватывают и разрушают Яффу. Во время III крестового похода, в 1191 году, Ричард Львиное Сердце занимает город, и в 1192 в Битве при Яффе отстаивает его от войск Салах-ад-Дина, после чего Ричард и Салах-ад-Дин заключают Яффский договор, заканчивая этим битвы III крестового похода. Все попытки восстановить город во время VI и VII крестовых походов приводят лишь к тому, что в 1268 году мамлюкский султан Бейбарс I, опасаясь возвращения крестоносцев, разрушает город до основания, и на долгих 400 лет Яффа перестаёт существовать как порт.
В 1799 году город после шестидневной осады взял Наполеон I Бонапарт.
В 1950 году города Тель-Авив и Яффа были объединены и управляются одним муниципалитетом. Тем не менее Яффо сохранила своё своеобразие.
С Яффы открывается очень красивый вид на Тель-Авив.
Старинные улочки Яффы завораживают.
Здесь проводят свадебные фотосессии.
Видите эту желтую башню? Считается, что это часть дома Симона Кожевника, у которого гостил Петр.
А это Храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы.
Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков. Над гробницей устроена часовня.
На домах указатели больше похожи на пляшущих человечков из книг Конан-Дойля.
К сожалению, в Яффе есть и не совсем приглядные, для придирчивого ока туриста, дома.
И даже такие. Причем это прямо на центральной набережной.
Как и тысячи лет назад, Яффа — морской порт. Правда я не увидел торговых судов. В основном здесь пришвартованы яхты и рыбачьи лодки.
Иногда попадаются странности.
Ночная Яффа прекрасна.