1 Коринфянам 10:6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Читая Ветхий Завет мы встречаем массу образов, через которые Бог открывает нам важные истины. Существует три метода истолкования этих образов:
— Моралистический метод. То есть, такой способ прочтения текста, при котором то или иное событие или тот или иной персонаж является для нас примером правильного или неправильного поступка, образцом качеств, которые нужно в себе подавлять, а какие развивать. Такого способа толкования придерживался александрийский иудейский мыслитель Филон. Такой же метод прочтения превалирует у большинства проповедников.
— Эсхатологический, то есть, направленный к концу дней. Читающий Ветхий Завет (да и всё Писание) живет надеждой на будущее, в котором Бог создаст рай для праведных. Наслаждение Богом является для него уделом будущего. Текущая жизнь — этап, который нужно преодолеть, смиряясь с заповедями Божьими, чтобы потом, когда эта мука закончится, уже жить в радости.
— Христологический. Этот метод утверждается на словах Апостола Павла: “концом (целью) Закона является Христос”. Дорога Закона привела к конечной цели — Христу. Все образы как знаки на этой дороге указывали на эту конечную Цель. Отныне рай присутствует во Христе и где Христос. Для такого христианина будущее послесмертное существование есть лишь продолжение текущего досмертного, но в большей, совершенной степени. Христос, который сейчас здесь тот же, что и там, после смерти.
Хорошо эту мысль выразил Жан Даниелу в своей книге “Таинство будущего”.
Оно открывает второй этап типологии, уже не эсхатологический, а христологический. Именно это характеризует христианскую типологию, именно в этом заключается ее уникальный сущностный характер. Есть эсхатологическая палестинская типология и моралистическая Филонова аллегория; суть же христианской типологии заключается в ее христологическом характере. (стр. 35)