Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 1 Кор.11:2
Существует две модели развития церкви. Поясню на примере.
Допустим у вас имеется шаблон некой детали. Вам необходимо изготовить тысячу копий. Вы берете шаблон, изготавливаете копию, откладываете шаблон в сторону и используете полученную копию в качестве шаблона для второй копии. После изготовления второй копии, вы откладываете первую копию в сторону и используете вторую копию в качестве шаблона для третье копии. И так далее. В результате, тысячная копия будет разительно отличаться от изначального шаблона.
Конечно, правильным способом было бы каждую копию изготавливать ориентируясь на шаблон. В этом случае, та или иная копия могут содержать ошибки, но эти ошибки не накапливаются и не эволюционируют.
Для любой поместной церкви эталоном, по которому она должна выстраивать свое служение должны быть те принципы, которые определили Апостолы в Новом Завете. Таким образом, церкви будут похожи друг на друга (так как построены по одному шаблону), но не наследовать ошибки друг друга.
Но бывает так, что сохраняя форму церкви теряют сущность этой формы, ее жизнь. Вроде, все сделано по эталону, а не работает. И тут, важный момент!, приходит искушение подумать, что виновата сама форма. Её нужно заменить. Начинается поиск новых форм в надежде на то, что новая форма оживит умершую сущность. Иногда так и получается, если речь идет о каких-то незначительных вопросах. Но чаще такое замещение приводит к долгосрочным серьезным нарушением функционирования самой церкви. Вначале приходит эйфория от того, что новая форма действительно привела к превосходным результатам, а затем приходит понимание, что церковь лишилась чего-то важного, ушла в какую-то не ту сторону.
В Новом Завете догматизировано не так много форм, но если есть, то крайне опасно объявлять их лишь культурными особенностями того времени и спешить отказывать от них.
Одной из таких форм является членство в церкви.
В книге Джонатана Лимана “Членство в церкви” из серии “Девять признаков здоровой церкви” есть описание процесса, который мы подробно изучаем на курсе апологетики:
Но со временем мы начали — особенно после Второго великого пробуждения 19 века — критиковать формальные церковные структуры и обычные средства благодати в угоду харизматическим лидерам и необычным движениям. Быстрое и простое оказалось сильнее известного и испытанного. Стремительный рост популярности оказался важнее медленного возрастания в благодати. Практические результаты, а не формальные структуры стали рассматривать как залог успеха. При этом многие из нас откликнулись на евангелизационный призыв проповедников: “Я не прошу вас присоединиться к какой-либо церкви — я прошу вас принять Иисуса Христа как Господа и Спасителя”.
Да, сейчас много проблемных церквей, но это не означает, что нужно отказаться от самой идеи поместной церкви. Лаодикийская церковь была мега проблемной, но это была именно церковь Божья. Быть христианином и не быть членом поместной церкви, который любит церковь, переживает за нее, отдает свои силы для служение в церкви — это оксюморон, то есть, это логически не совместимые понятия.