Среди своего народа я живу
4 Царст. 4:12-13 И сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. 13 И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу.
Елисей мог сделать для добродетельной женщины довольно много — он был близок к царю, который мог бы одарить её богатством, и военачальнику, который способен защитить интересы женщины. Но она отказывается с интересной формулировкой: “среди своего народа я живу”. Что означает её ответ? Она имеет ввиду, что желает жить так же как живет её окружение, не хочет иметь особых привилегий. Она могла бы стать богатой, но в этом случае она оказалась бы вне своего народа и своих друзей. Для неё соседи, родственники, друзья были дороже, чем богатство и сила. Став богатой она бы вошла в новое общество, которое для нее было чуждым. В конечном итоге, она лишась бы и первого общества, и не приобрела бы второго.
Это редкий пример довольно здравого отношения к жизни. Но он направляет нас к еще большему примеру (кстати, как и вся следующая история с рождением, смертью и воскресением сына этой женщины — явно указывает нам на Христа).
Апостол Павел пишет, что он для всех сделался всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых. То есть, он имел большее, но отсек это, чтобы быть понятым и принятым своим народом:
1 Кор. 9:19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20 Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21 Для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; 22 Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
В книге “Жажда жизни” Ирвинга Стоуна описывается биография Винсента Ван Гога. В декабре 1878 года художник отправляется на полгода миссионером в Боринаже, бедный шахтерский район на юге Бельгии. Миссионер, который служил в этой местности до него, пожаловался Ван Гогу на черствость людей и на их неспособность понять Евангелие. Винсент быстро понял в чем было дело. Он решил, что не будет жить в добротном доме, который предоставлялся миссионеру, а снял такую же жалкую лачугу, как и те, в которых ютились семьи шахтеров.
Когда он однажды отдал бедному шахтеру свою обувь и ходил много дней босой, хозяйка хибарки, которую он снимал, стала укорять его за этот поступок и Ван Гог ответил ей: «Обувь слишком большая роскошь для посланца Христа».
Конечно же, вершиной подобной любви является Христос. Он отказался от всего, чтобы быть со Своим народом:
Евреям 2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…